Газета «Новости Югры» 29 декабря 2016 года первой в округе рассказала о так называемом Пойковском кладе, который в марте того же года поступил в Музей Природы и Человека.
В дни работы Югорской полевой музейной биеннале, которая проходила с 27 ноября по 2 декабря 2016 года, часть предметов была выставлена на всеобщее обозрение и вызвала большой интерес среди участников мероприятия и посетителей музея. «В 2017 году после реставрации клад будет подготовлен к показу в полном объеме», – сообщила тогда окружная газета. Через год, накануне 87-й годовщины образования округа, нас пригласили на открытие долгожданной выставки под названием «Пойковский клад».
Ребус для посетителей
В небольшом зале на втором этаже Музея Природы и Человека царит полумрак. Яркий свет падает только на предметы в стеклянных витринах. Есть среди них похожие на изображение фигуры человека, головы птицы, рогов животного, дерева, а также наконечники стрел, фрагменты бронзовых зеркал. Пришедшие на открытие выставки участники окружного культурного форума, а также посетители музея будто разгадывали ребус, определяя – какой предмет на что похож. «Пойковский клад» – одна из самых оригинальных выставок, которые устраивал музей за 85 лет своего существования. Сам клад – это большая тайна, так как неизвестны ни условия нахождения, ни точное место, где хранились предметы с почти двухтысячелетней историей. Можно говорить только об обстоятельствах, при которых клад появился в Музее Природы и Человека.
На открытии выставки об этом рассказал заведующий отделом археологии, кандидат исторических наук Александр Шмидт. В марте 2016 года в музей пришли двое мужчин с мешком то ли из-под сахара, то ли крупы, на дне которого лежали предметы из бронзы. Они объяснили: «Мы не знаем, что с этим делать, – уже полтора года мешок валяется под нарами в балке». Когда специалисты разложили все 118 предметов, они испытали культурный шок: это были антропоморфные бронзовые личины (гипертрофированная голова и очень маленькое тело с миниатюрными руками, лишь у некоторых определяются ноги), наконечники стрел, фрагменты бронзовых зеркал, отливки, напоминающие то ли дерево, то ли рога оленя.
По информации, которую музейщикам предоставили посетители, в 2014 году в районе Приразломного месторождения вахтовики собирали в лесу ягоды и нашли несколько бронзовых отливок. Сначала копали землю руками, потом принесли лопату. Извлеченные из земли фигурки, как говорит Александр Шмидт, подверглись большой коррозии, часть была изогнута. Скорее всего, к этому приложили руки копатели, которые, возможно, решили, будто фигурки – из драгоценного металла, и пробовали его на прочность. Обнаружившие клад вахтовики уехали, забросив мешок под нары. Там он и валялся полтора года, пока кто-то из вновь поселившихся в балке не решил, что находка может заинтересовать специалистов.
Артефакты кулайской культуры
Не поленившись преодолеть расстояние от Приразломного месторождения до Ханты-Мансийска, два человека привезли мешок с бесценным для археологов кладом – за это честь и хвала безымянным героям от имени всей культурной общественности автономного округа. По мнению археологов, Пойковский клад (назван в честь ближайшего к месту находки населенного пункта) – это новый источник по древней истории Севера Западной Сибири. Его дальнейшее изучение позволит получить новые сведения о прошлом нашего края.
Называя клад культовым, Александр Шмидт отметил, что нет ни одной похожей личины, поэтому возникает ощущение, что имеешь дело с китайской терракотовой армией – знаменитым археологическим памятником, где все скульптуры разные. Предметы отлиты в двустворчатых формах: у кого-то есть уши, у кого-то руки, ноги, даже встречается головной убор в виде короны, что свидетельствует о знатном происхождении изображаемого человека. У двух антропоморфных фигур ярко выражен нос, что является большой редкостью, эта деталь нехарактерна для культовой вещи. Древние зеркала – это слегка выпуклые бронзовые диски, на которых нанесены круги разного диаметра. В их изготовлении использовался ручной токарный станок. При этом зеркала – импортные предметы.
– Пойковский клад – уникальный, – говорит заведующий отделом археологии. – Артефакты относятся к так называемой кулайской культуре, характерной для племен, проживающих на территории Западной Сибири до V века нашей эры. Предметы из поступившего клада мы датируем II–IV веками нашей эры. Спектральный анализ металла проводился в Барнауле, сами специалисты признают, что получен замечательный результат, описание которого будет включено в каталог, который готовится к изданию. Здесь будут не просто сведения о предметах с их вероятной хронологией, но и выход на месторождения металла, откуда могло поступать сырье для изготовления фигур. А отливали их, скорее всего, на этой территории.
В помощь шаману
Те, кто пришли на выставку, спрашивали организаторов о назначении культовых предметов – личин. По мнению специалистов, это могло быть отображение умершего человека, духа-хранителя или помощника шамана. Культовое литье продолжалось до конца первого тысячелетия. Один из посетителей рассказал, что у его прадедушки были подобные культовые фигурки: по преданию, когда шаман совершал обряд, он вселял духа болезни в подобную фигуру.
К Х веку культовое литье исчезло. Одна из причин, как поясняют специалисты, – это появление предметов из Прикамья и Волжской Булгарии, которые, скорее всего, больше понравились таежному населению из-за более тщательной обработки изделий после отливки. Пойковский клад ждет интересная судьба – со временем он будет введен в научный оборот и станет доступен ученым из других регионов и стран.
Выставка открыта до конца января, так что любителям древностей стоит поторопиться. Что дальше? Как один из вариантов, возможно, будет организован показ Пойковского клада в других городах округа, правда, для этого необходимо обеспечить соответствующие условия хранения. А пока посетители Музея Природы и Человека с нескрываемым интересом рассматривают предметы, к которым прикасалась рука древнего человека. Кстати, в этом зале висит карта Западной Сибири с обозначением на ней открытых и широко известных кладов. А сколько еще неизведанного хранит эта земля?