Виталий Лейбин: Медиаграмотность – это вопрос выживания цивилизации

Фото: ugra-news.ru

Главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин стал одним из экспертов регионального форума юнкоров «Югра Молодежная». После мастер-класса для югорчан он дал интервью главному редактору ИД «Новости Югры» Владимиру Меркушеву, в котором рассказал о том, что значат большие тексты для человеческого мышления, как репутация СМИ может решить проблему новой экономики и почему медиаграмотность – это вопрос выживания цивилизации.

- Совсем недавно читал ваше интервью, которое вы дали на Дальнем Востоке. Осталось очень много вопросов. Поэтому для меня особенно приятно разговаривать с Вами в Ханты-Мансийске. Насколько я понимаю, вы теперь увлечены длинными историями, но уже в интернете. То есть ваш приоритет - журнал в интернет-формате?

- Для меня нет различений между интернетом и не интернетом. Я различаю непрофессиональный и некачественный массовый шумовой поток и глубокие материалы. Сейчас идет борьба за человека, который все еще может находиться не в суете, а остановиться и позволить себе внимательно что-то читать и смотреть. Будь это фильм, текст, репортаж или книга. От этого зависит будущее человечества. Если человек сохранит способность к внимательности, он останется человеком, а если его будет «носить» от предмета к предмету, от заголовка к заголовку, то само его существо останется под вопросом. Конечно, люди будут чаще реагировать на эмоциональные короткие сообщения. Такова жизнь, но это не значит, что она ограничится только этим. Если у нас сохранится мышление, то останутся и большие тексты.

- Новые формы связаны больше с интернетом, глубоким чтением?

- Мы ищем новые формы существования журналистики и вообще авторской творческой деятельности в условиях, когда все бесплатно. Конечно, без интернета не обойдется. Мы сейчас разрабатываем новую форму. Это социальная сеть для тех, кто рассказывает большие истории в разных мультимедийных жанрах. Нам важно даже не то, что это большие истории, а то, чтобы вернуть идею хорошей репутации. Человек сейчас получает сообщения в хаотическом порядке. Ему с этим сложно жить. Мы же хотим, чтобы читатель понимал, что «Нью-Йорк Таймс» – хорошая газета, а «Нью-Йорк пост» – скорее желтая. «Коммерсант» – хорошая экономическая газета, а «Комсомольмая правда» – это хорошая газета таблоидного типа. Чтобы мыслить и участвовать в общественной жизни, надо верить правде и не верить неправде. Для этого и нужна репутация изданиям, журналистам, репортерам, писателям. Поэтому следующий шаг развития коммуникационных сетей в том, что от шума начнется интеграция более упорядоченных вещей, где можно будет отделить то, что тебе нужно от того, что не нужно. Об этом думает весь мир, в том числе мы на платформе «Лес.Медиа».

- Для кого эта площадка предназначена? Кто ей может пользоваться? Профессиональные журналисты или любые пользователи?

- Она открыта. Любой может создать собственный лонгрид на таких платформах как «Тильда» или «Медиум». Можно стать главным редактором своего издания в 2-3 клика, назвать его, придумать логотип, собрать команду и делать настоящий журнал, не тратя время и сил на создание собственного сайта. Важно, чтобы установилась горизонтальная коммуникация между профессионалами и не профессионалами по всей стране. Если журналист в Югре напишет выдающийся репортаж, об этом должны узнать и в Москве и в Екатеринбурге, и во Владивостоке, и в Самаре – везде. Это мой идеал, и этому хочется способствовать. У крупных средств массовой информации уже есть сайты, а для небольших временных проектов, студенческих СМИ и общественных организаций это удобно. Важно еще, что в этой сети будут присутствовать и профессионалы и простые пользователи, но они будут оценивать публикации по отдельным шкалам. Так каждый сможет видеть, что рекомендуют профессионалы, а что другие читатели.

- По-моему, похожие проекты есть у союза журналистов России. Они тоже создали некую сеть, где каждая редакция может выставлять собственные публикации. По итогам недели они выдают рейтинг качественных публикаций.

- У них, насколько я понимаю, идея корпоративного «гамбургского счета». У нас часть этой идеи есть, но ключевая задумка в том, чтобы интенсифицировать коммуникацию. Это поможет изменить общественную среду и экономику, чтобы сделать вознаграждение для производителей контента справедливым. Сейчас в основном его получает тот, кто распространяет содержание, а не создает. Репутация и стремление аудитории получать более качественную информацию может создать другую среду. Это борьба за новую экономику. Это не вопрос ближайших лет, но ближайший перспективный вопрос. Потому что если эту проблему не решить, непонятно, как будут существовать профессиональные творческие сферы в условиях, когда все можно скачать бесплатно.

- В этом и проблема. Те же «Ведомости» или «Коммерсант» создали уникальную статью, которую перепечатал какой-нибудь сайт, где сидит, условно говоря, три студента, сделали качественный рерайт и они уже распространяют этот контент. Соответственно на правообладателя сделали ссылку, но он от этого трафика ничего не получил. Не является ли этот проект утопией?

- Конечно, это утопия. А чем заниматься в жизни, если не утопиями? Она нужна не для того, чтобы реализовать ее в полном объеме, а для того, чтобы отстаивать свои ценности и видение будущего. Утопия никогда не реализуется так, как задумано. Но от нее мир делает следующий шаг в развитии.

- Есть еще такая позиция, что с одной стороны, можно работать над контентом, с другой - СМИ могут заявить о себе по-другому, если они будут сами создавать события, превращаться по лозунгу Ленина в организаторов. У вас есть мысли и проекты о том, чтобы самим создавать события и реализовывать их?

- Журналистика испокон веков создавала собственные события, в том числе великие спортивные игры, разные политические движения и общественные настроения. На современном этапе мы действительно думаем об этом. У нас есть проекты, которые совмещают, усиливают коммуникации между журналистами и разного вида общественными творцами – НКО, активистами и волонтерами. У меня есть друг в Донецке Яков Рогалин, который занимается благотворительностью. Я его мнение по поводу социальной ситуации в ДНР ценю больше чем мнение большинства, кто находится там же. Потому что к нему приходят люди с проблемами. Эта настоящая информация социальной жизни. В современном мире журналисты совмещают несколько профессий. Наш корреспондент Марина Ахмедова одновременно репортер, писатель, еще и общественный деятель. Эти сферы друг друга дополняют, если их правильно разделять и совмещать.

- Вы говорили о том, что люди готовы платить за какой-то конкретный продукт, какое-то конкретное дело. И пусть собственно эта форма работы СМИ становится  ближе к НКО -   реализация какого-либо социального проекта. Может быть, этот проект направлен на информирование. В нашем коллективе есть люди, которые этой темой загорелись и устроили краундфандинговый проект, собрали деньги для ветерана Великой Отечественной войны. Он собирал рассказы всю свою жизнь и написал книгу для детей. Так мы собрали порядка 150 тысяч рублей именно на эту книгу. Все совпало, плюс еще просветились. Какова перспектива таких проектов, когда люди платят за то, чтобы получать этот контент, спонсируя, выражение близкой им точки зрения. Насколько это реально и кто-то уже работает в таком в формате постоянно?

- Краудфандинговые системы очень важны, но заработать так на регулярную деятельность нельзя, можно только получить средства на социально-значимый проект. Есть модели СМИ, которые совмещают в себе фонд. Например, проект «Такие дела». Это фактически благотворительный фонд, который еще и пишет репортажи, чтобы собирать деньги. У нас есть волонтерско-образовательный проект «Медиа-полигон», созданный нашими учениками. В будущем журналистская медиаграмотность будет всеобщим достоянием каждого человека. Потому что, во-первых, это один из самых интересных и быстрых способов познания мира и обретения элементарной грамотности. Если ты немножко не журналист, ты никакой не профессионал. Ученый должен написать заметку или записать видеоблог о своей работе, иначе о нем никто не будет знать. Если ты бизнесмен и умеешь писать про свой продукт, то ты более успешен. Почти во всех сферах она нужна.

Участники «Медиаполигона» приезжают в какой-нибудь город, участники учатся друг у друга и в один день целые сутки с 6 утра до 6 утра бегают по улицам города и делают репортерскую работу: встречаются с людьми, наблюдают события. Потом мы обнаружили, что этот проект нужен не только молодежи, которая учится, но и городам, чтобы про себя узнать о себе больше и рассказать об этом всей стране. В этом смысле он стал воспроизводящей системой. Все больше и больше проводим таких проектов.

Кроме того, мы не раз собирали краундфандинг на благотворительные проекты и они нужны, чтобы помочь людям. Бывают такие локальные случаи, когда нужно помочь прямо сейчас и это могут сделать журналисты. Есть какие-то вещи, которые можно инициировать общественную дискуссию по тем темам, по которым ни власть, ни общество пока не могут договориться. У нас в стране плохо развиты общественные дискуссии. По той же московской реновации. Все обсуждают, кто гад, а кто нет, а надо говорить о том, что имеет смысл делать в городах современного типа, как в Москве, как сочетать интересы общества, власти и бизнеса. Нужна коммуникация.

- Вы начали говорить про медиаграмотность. Сейчас, когда интернет становится не только всеобщим благом, но и определенным злом, когда появляются группы самоубийц, вербовщики террористов. Это проблема актуальна для всех регионов. Медиаграмотность сможет бороться с этими явлениями, победить негативное проявление интернета?

- Это почти самое главное, что должна сделать медиаграмотность. В современном сетевом мире не возникает естественного доверия – никто никого не знает, все почти анонимны, то побеждают те, кто говорят: мы делаем добро, а они делают зло. И это собирает народ. Это было бы неплохо, если бы было правдой. Коллективное бессознательное выходит в интернет, а интернет позволяет вытащить самые глубокие и затаенные рефлексы человеческой реализации, которые были еще до того, как человек придумал культуру, способы общения, ценности. Возникают маленькие группы. Они быстро объединяются, кого-то ненавидят вместе, потом также быстро расходятся. И медиаграмотность будущего состоит в том, чтобы проделать еще раз эволюцию от человека толпы к человеку-личности, но уже в среде информационных технологий.

- Получится это?

- Это вопрос выживания. Человеческая цивилизация всегда в кризисе и всегда на грани апокалипсиса, но, пока Бог мил. В этом случае, думаю, пронесет и в этот раз. Найдется какой-то способ решить эту проблему.

Автор текста:  Юлия Глушко
 
По теме
В регионе продолжаются мероприятия по профилактике нарушений ПДД С помощью писем и своих рисунков дети из пришкольных лагерей города Лангепаса и Белоярского района обратились к водителям города.
14.07.2018
 
Жилет - шанс на спасение! - МЧС Инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в ходе рейдов по акваториям неизменно проверяют наличие жилетов на судоводителях и пассажирах лодок и катеров, внушая гражданам простую мысль:
14.07.2018
Нашлись родственники еще  одного павшего бойца под Сталинградом - Местное самоуправление г. Ханты-Мансийск Осенью 2017 года в архивный отдел Администрации Ханты-Мансийска обратилась волонтер поискового движения Анжела Добрянская из города Омска с просьбой оказать помощь в поиске родственников солдата Великой Отечественной вой
14.07.2018
 
 
На 43% за год увеличился объем переводов между клиентами Сбербанка (P2P) и достиг почти 8 трлн рублей в 1 полугодии 2018 Количество переводов увеличилось на 67% и достигло 1,4 млрд штук Сбербанк и Тинькофф Банк зап
13.07.2018
Работа по привлечению физических лиц к декларированию дохода продолжается - УФНС По состоянию на 01.07.2018 в налоговые органы округа предоставлено 151 865 налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (далее – декларация), с суммой налога к доплате 287 467 тыс.
13.07.2018
В период с 7 по 9 июля в Сургутском районе загорелись три бани. Причины пожаров до сих пор устанавливаются, пострадавших нет.
11.07.2018 Вестник
Централизованная библиотечная система Сургута удостоилась звания лауреата смотра-конкурса лучших практик муниципальных образований Югры в области библиотечного дела в номинации «Городские округа» за реализацию проекта «Р
13.07.2018 ИА СИА-Пресс
В театре кукол «Барабашка» завершился 27-й театральный сезон - ИД Новости Югры Как обычно он был наполнен яркими событиями и свершениями. - Все началось с «Арт-лаборатории» - специального проекта фестиваля «Территория», который уже не первый год проходит в театре кукол,
14.07.2018 ИД Новости Югры
В 2019 году кинофестиваль будет посвящён театру. Такое решение приняли на заседании организационного комитета, которое состоялось в режиме видеоконференцсвязи под председательством губернатора Югры Натальи Комаровой.
01.07.2018 Вестник
Автор текста:  Ася Богатая По всей Югре 22 июня состоялись памятные мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби.
28.06.2018 Газета Новости Югры
Смотрю в прямом эфире закрытие чемпионата по футболу. Плечом к плечу президенты России, Франции, Хорватии приветствуют игроков обеих сборных - Франции и Хорватии, арбитров...
15.07.2018 ИА СИА-Пресс
Автор текста:  Екатерина Лосецкая Автор фото:  Сергей Балашов Головокружительный матч нашей сборной, завершившийся победой над Испанией, привел в невообразимый восторг всю страну, в том числе и Югру.
05.07.2018 Газета Новости Югры
В городе начали текущий ремонт систем теплоснабжения. Подрядная организация, которая произведет весь запланированный объём работ в рамках концессионного соглашения с урайской администрацией, - акционерное общество «Урайтеплоэнергия».
14.07.2018 ИД Новости Югры