Молодая женщина в летнем розовом платье задумчиво глядит на нас с пожелтевшего листа… Рыжеватые волосы, васильковые глаза, тонкие губы. Что за женщина позировала Зинаиде Серебряковой в далеком 1917 году?
Нужно отметить, что на обеих сторонах тонкой вержированной бумаги имеются изображения. На основной стороне представлен портрет Ванды, выполненный темперой; на оборотной стороне, по центру – фигура крестьянки с рулоном холста, написанная в технике гуаши, и набросок графитным карандашом женской головы в верхнем правом углу листа. Там же, справа внизу – надпись графитным карандашом (сочетание немецкого и русского языков): «Фройлен Ванда /в Нескучном 1917 г.».
Согласно имеющейся надписи, на портрете изображена фройлен Ванда, которая, по-видимому, была гувернанткой детей Серебряковых и сменила фройлен Мэри из Ревеля, неожиданно покинувшую семью осенью 1916 г. Из письма Серебряковой: «…Только что кончила эскизы, так как теперь связана с детьми. Дело в том, что от нас уехала фрейлен в Ревель, на всю зиму, узнав, что сестра ее там опасно больна. Т.ч. я в поисках за кем-нибудь к детям. Мальчики начали было говорить по-немецки, и мне хочется, чтобы они усвоили этот язык. Хожу по конторам, пишу письма по объявлениям, но никого пока нет». (Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице, В.П. Князева, Ю.П. Подкопаева. М., 1987, С. 66).
С начала 1900-гг. до 1919 З.Серебрякова регулярно работала в фамильном имении Нескучное, создала там большие серии графических и живописных произведений, в том числе и ряд портретов. В 1916 году Серебрякова также писала портрет гувернантки «Фрейлин Мэри из Ревеля» (там же, С.270), изображение которого не найдено.
Этюд крестьянки на обороте относится к серии этюдов к картине «Беление холста», которые создавались в Нескучном в 1916 и 1917 годах. Там, осенью, были написаны два варианта картины. Первый незавершенный вариант находится в Государственном Русском музее; окончательный вариант – в Государственной Третьяковской галерее.
Графический лист «Портрет фройлен Ванды» работы З.Е. Серебряковой был передан в музей в составе коллекции, принадлежавшей Фонду поколений Ханты-Мансийского автономного округа, ранее – приобретен у частного лица.
Марина Проняева Главный хранитель фондов