Мир, межнациональное согласие, здоровая семья – это основные кирпичики стен любой страны, тем более такой многонациональной, как Россия. Государство сможет существовать, если у него, например, не будет передовой экономики, промышленности, самой большой армии. Но оно моментально распадется без мира в обществе между народами и конфессиями.
От «геополитической катастрофы Средних веков» и до наших дней
Все мы в школе изучали историю великой империи – Рима, большого «плавильного котла», в котором объединились множество народов. Да, империя подчас огнем и мечом присоединяла к себе все новые и новые провинции. Но по тем временам эта страна была передовой и в политическом, правовом, и экономическом смыслах. Кельты, бритты, англы, саксы, славяне переняли у нее и модель государственного устройства, и право (даже в законах Ивана Грозного мы можем найти влияние римских нормативно-правовых актов), торговлю и промышленность и даже религию. Практически все жители этой большой многонациональной страны гордо называли себя «ромеями», то есть римлянами. Однако любое государство имеет свой отрезок жизни. Элита Рима перестала выполнять свою прямую обязанность, заботиться о стране, ее жителях, экономике, армии. И вдруг вместо «римлян» появились иллирийцы, даки, копты, сирийцы, армяне, славяне (болгары, сербы), итальянцы, евреи. Центробежные силы стали рвать единую страну (тогда уже она называлась Византией) на части. Еще одна скрепа – патриотизм стал пустым звуком. Элита Византии, по сути, совершила предательство, отказавшись давать деньги на восстановление стен столицы страны – Константинополя. Ранее выделенные на эти нужды деньги из казны попросту разворовали. И Рим, его восточная часть, окончательно пал под натиском турок. В Европе наступили Темные века, позже инквизиция. Усилилась Османская империя. Европейцы не любят вспоминать, как до XVII века Габсбурги платили дань султану. Никто из народов, населяющих Рим, после его распада и тогдашнего «парада суверенитетов» не стал особенно счастлив.
Такая же картина наблюдалась на исходе ХХ века, уже в СССР. Вместо советских людей появились русские, украинцы, таджики, туркмены и другие. Вместо одной страны, пусть с отсталой, но мощной экономикой, передовой социальной сферой, появились 15 национальных государств. Далеко не все добились успехов. Трудная судьба была и у нашей страны, но, несмотря ни на что, она выстояла, восстановила промышленность, армию. И не последнюю роль в этом сыграло мирное сосуществование народов России. Мятежные республики и регионы (а сепаратизм финансировался и из-за рубежа) одумались, и страна была спасена.
Конечно, не всех устраивает такой порядок вещей в России. И национальную карту продолжают разыгрывать, стремясь расшатать внутреннюю обстановку в стране и в Югре в частности.
Не дадим расшатать ситуацию
Конечно, все мы разные. Все люди, народы по образу жизни и мировоззрению различаются. Жизни без конфликтов не бывает, и, как говорят психологи, надо уметь и конфликтовать, и преодолевать проблемы. К счастью, в Ханты-Мансийском автономном округе, в котором мирно проживают более ста народов, умеют решать все наболевшие вопросы. Это стало традицией. Когда сюда
поехали нефтяники и геологи со всех краев Советского Союза, было важно, не какой ты национальности, а как ты работаешь, как у тебя складываются добрые отношения с другими людьми.
Власти региона проводят взвешенную национальную политику.
Правительство Югры поддерживает как сохранение традиций, культуры у небольших народов, так и ищет объединяющие факторы, развивает межнациональное общение, чтобы каждый народ не залез в свой национальный угол, как в скорлупу.
И диалог о будущем межнациональных отношений идет постоянно. Так, на минувшей неделе в администрации Ханты-Мансийска состоялся круглый стол, на котором обсуждали, как сохранить мир и межнациональное согласие в Югре и в России. Во встрече участвовали представители традиционных конфессий окружного центра, руководители общественных организаций с сотрудниками региональных средств массовой информации. Обсуждалось и недавнее ЧП в Сургуте, когда один из жителей города бросился с ножом на горожан.
Председатель совета по делам национальностей и религиозных организаций Ханты-Мансийска, эксперт Общественной палаты Югры Тагир Аюпов отметил, что, к сожалению, такое случилось в нашем многонациональном, благополучном регионе.
– Я разговаривал с представителями общественности, молодежи со всего округа, из Сургута, Нижневартовска, – отметил председатель совета. – И ни у кого нет беспокойства, ожидания негативных событий, как бы этого ни хотелось тем, кто пиарится за счет чрезвычайного происшествия и хочет расшатать ситуацию.
Рустам Аминов, имам-хатыб местной мусульманской религиозной организации Ханты-Мансийска «Махалля», член Общественной палаты Югры, рассказал, что ситуация в окружном центре стабильная. Общественные организации, национальные объединения, традиционные конфессии проводят большую работу для сохранения мира и согласия, и озвучил позицию регионального духовного управления мусульман, которую недавно выразил муфтий округа Тагир хазрат Саматов: «Случившееся не имеет отношения к религии. Тот, кто совершил это преступление, не был прихожанином мечети, его там никто не видел и никто не знал».
– Те информационные вбросы, которые имеют место быть в интернете, социальных сетях, подогревают нездоровый интерес к этому преступлению и играют на руку тем, кто старается посеять межнациональную и межрелигиозную рознь в Ханты-Мансийском автономном округе, – подчеркнул Рустам Аминов.
Традиционные религии – за мир и гармонию
Председатель отдела по взаимодействию с казачеством и силовыми структурами Ханты-Мансийской епархии Андрей Зотов, в свою очередь, подчеркнул, что и Россия, и Югра являются многонациональными и многоконфессиональными. И общественное согласие, которое существует, – хрупкий организм. Его необходимо сохранять и беречь всеми доступными способами.
– В этой ситуации мы видим, что многие силы, которые хотят причинить вред нашему государству, обществу и отдельно взятым людям, пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы раскачать этот хрупкий организм, межнационального и межконфессионального согласия, который мы пытаемся оберегать, – считает Андрей Зотов. – При этом важно понимать, что традиционные религии нашего государства взывают к миру и согласию. И поэтому, когда мы слышим о том, что при совершении преступления звучат какие-то религиозные лозунги, мы должны понимать, что эти люди не имеют к истинной религии никакого отношения.