Нижневартовская школа стала окружным пилотным опорным пунктом по работе с детьми с нарушением слуха

Нижневартовская школа стала окружным пилотным опорным пунктом по работе с детьми с нарушением слуха
Фото: ugra-news.ru

Представьте себе жизнь в мире без звуков - без детского смеха, нежного материнского голоса, лая собаки, шелеста листвы, шума дождя или прибоя… Этого нет даже в воспоминаниях - потому что вы этого не слышали никогда. Беззвучный мир покажется вам лишь половиной мира. Тем не менее в беззвучном мире живут более 360 миллионов глухих и слабослышащих. Дети, которые с рождения не слышат голоса матери, звуковые сигналы живой и неживой природы, обделены важнейшей информацией о мире, но самое важное, что могут узнать: в нем есть для них место. В Год детства в Югре правительством округа особое внимание уделяется созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями. Для того чтобы распространить накопленный в муниципалитетах опыт, созданы опорные центры по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития психики.

Одним из таких региональных центров - по работе с детьми с нарушениями слуха - стала Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1. Это означает, что школа является не только местом учебы для 26 дошколят и 72 школьников, но и для педагогов округа, по сути, став базой для проведения курсов повышения квалификации педагогов.

За лидирующие позиции в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и России в целом в прошлом году школа внесена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России-2014» и Всероссийский реестр «Книга почета-2014», а также является лауреатом конкурса на лучшую организацию летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи «Лето-2015», лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая коррекционная образовательная организация 2016».

В первый момент мне показалось, что я попала в художественную галерею. Удивительные художественные работы, выполненные в технике батик, на стенах в холле, были все разными. На одном полотне – огненные маки плещутся в синеве неба, на другом – усталый бедуин в чалме ведет навьюченного верблюда, и где-то за их спинами – далекие, как мираж, пирамиды… Столько настроения и мысли в каждом образе...

Не хочу молчать

- Это наши ученики рисовали! – внезапно прервал мое восхищенное созерцание комментарий заместителя директора Нижневартовской коррекционной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 Натальи Пузаткиной.

Оказалось, все работы – результат занятий, которые ведет педагог дополнительного образования Людмила Савченко. Некоторые из них проходят в гончарной мастерской школы. Вдохновенно трудясь над своими творческими работами, ребята и не подозревают, что развивают не только художественный вкус, образность мышления, но и мелкую моторику, а значит, и речь.

Среди привычных школьных успехов сформированная речь здесь стоит особняком, ведь такая естественная вещь для слышащего ребенка – речь – для учеников этой школы – предмет, над которым нужно кропотливо трудиться.

В школе существуют специальные методики, по которым ребят учат говорить. Чем раньше начинается этот процесс, тем больше шансов на успех, поэтому в школе кроме 18 классов-комплектов открыты четыре дошкольные группы.

- Несмотря на то, что в классе школы не более восьми человек и учитель каждому может уделить достаточно внимания на уроке, дефектологи занимаются развитием слухового восприятия и формированием устной речи на индивидуальных занятиях и с дошколятами, и со школьниками, - рассказывает заместитель директора школы Наталья Пузаткина.

В кабинете только ученик, педагог и зеркало. Двадцать ежедневных минут, полностью отданных ученику, дают колоссальные результаты – дети обретают речь. Говорят в этой школе все, не случайно на протяжении нескольких лет Нижневартовская коррекционная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №1 является лучшим коррекционным образовательным учреждением России. Лексикон пополняется точно так же, как у малыша в семье. Вспомните, мама повторяет четко: «яблоко», показывая нарисованное яблоко на картинке. Здесь тот же метод: картинка – слово.

Есть прием!

В этом процессе, наверное, самый главный движущий фактор – желание человека быть услышанным другим человеком. Однако без специального оборудования, как рассказала Наталья Пузаткина, тоже не обойтись. Все кабинеты, в которых занимаются ученики начальных классов, оснащены звукоусиливающей аппаратурой. Беспроводная FM-система работает по радиопринципу. На шее учителя, который входит в такой класс, небольшой передатчик. У каждого ученика – индивидуальный приемник, который настроен специально для конкретного ученика. Учительский передатчик передает сигнал в слуховой аппарат, скрытый в ухе ученика. Таким образом, учитель услышан.

Пространство школы устроено в основном с расчетом на визуальное восприятие информации. В холлах школы постоянно работает «бегущая строка», на всех этажах в холлах стоят информационные терминалы, где также можно почерпнуть информацию – расписание уроков, объявления о мероприятиях, репетициях, конкурсах. И все же на протяжении всего пребывания ребенка в школе здесь действует единый слухоречевой режим. Это значит, что все сотрудники школы готовы слышать речь ученика, побуждают его к активной речи.

Но и дома процесс развития слуха и говорения не должен прерываться, поэтому школа проводит мастер-классы для родителей, педагоги показывают, родителям, как нужно заниматься с детьми.

Педагоги коррекционной школы постоянно совершенствуют существующие методики, восполняя своими разработками недостающие программы. Учителя-дефектологи школы стали авторами уникальной программы «Развитие слухового восприятия у неслышащих детей 7-11 классов», которая на Международном конкурсе «Надежды планеты» удостоилась серебряной медали в номинации «Адаптивная образовательная среда». До того времени не было программы по формированию слухового восприятия для детей средних и старших классов. Дефектологи выбрали актуальные, интересные темы и придумали интересное содержание – тексты и диалоги.

Превратившись в ангелов надежды

Коррекционная школа – это школа полного дня. Ученики с первого по шестой класс находятся в школе до шести часов вечера, и родители, занятые на работе, могут совершенно за них не беспокоиться. Дети не просто отбывают время под присмотром взрослых. Каждая минута в школе наполнена интересными и полезными занятиями. В школе ребята имеют возможность заниматься резьбой по дереву, столярным, слесарным и швейным делом, цветоводством. У них есть свой театр костюма, они могут учиться гончарному ремеслу.

Однако школе показалось недостаточным просто участвовать в конкурсах, она стали инициатором первого межрегионального открытого фестиваля художественного творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ангелы надежды». Он проходит на базе школы искусств №3. Ребята представляют свое творчество в самых разных номинациях – от декоратив-но-прикладного до оригинального жанра.

Прошлой весной на этот фестиваль съехались ребята с ограниченными возможностями из десяти коррекционных школ Югры. Слабослышащие нижневартовские школьники победили в номинациях: вокал, хореография и художественное слово – кому угодно это может показаться удивительным, и только педагоги нижневартовской коррекционной школы для глухих и слабослышащих детей знают, что за этим стоит труд.

Один из победителей фестиваля - вокальный ансамбль «Вдохновение». Песни ребята исполняют жестами, и пение их похоже на пластичный и выразительный танец рук.

Руководитель коллектива - педагог дополнительного образования Ольга Ожгибесова признается: для того чтобы выучить одну песню с ребятами, уходит целый месяц. Правда, был случай, когда песня была поставлена в рекордно короткий срок - за неделю. Речь о песне «Там, где мечта», которая на открытии фестиваля «Самотлорские ночи» заставила плакать стадион. Ольга Ивановна говорит: ответственность перед выступлением на самой престижной городской площадке воодушевила ребят работать быстрее, а это значит, что такие площадки нужны. Ее ученикам нужна возможность выражать свои чувства, открываться публике, им нужно признание.

Лучший результат – выпускники

Педагоги коррекционной школы никогда не теряют из виду своих выпускников. Среди них - ме-

дики и плотники, бухгалтеры и автослесари, дизайнеры и лаборанты химического анализа, швеи и кондитеры, мастера спорта и педагоги-тренеры. Педагоги школы всегда следят за Сурдлимпийскими играми и болеют за знаменитых выпускников – Павла Фатина и Владимира Шмыгина, которые являются заслуженными мастерами спорта, чемпионами и серебряными призерами Сурдлимпийских игр, серебряными призерами чемпионатов Европы и мира, чемпионами и многократными призерами чемпионатов России.

Здесь гордятся Бахтияром Мехтиевым – резчиком по дереву, который создает уникальные вещи, и Гришей Пизыком – мастером столярного и плотницкого дела, который может из ничего создать удобную мебель.

- Важно, что для выпускников с ограниченными возможностями открыты теперь все дороги, - говорит Светлана Григорьевна Фарберова. Ее дети - дочь Дина и сын Алексей – выпускники нижневартовской общеобразовательной коррекционной школы для детей с ОВЗ.

Дина после школы окончила Ульяновский фармацевтический колледж с красным дипломом, вернулась в родной город и работает лаборантом в диагностической лаборатории детской окружной клинической больницы. Алеша - кандидат в мастера спорта по плаванию, окончил Нижневартовский социально-гуманитарный колледж, он работает в спорткомплексе «Нефтяник», привлекает к спорту детей с ограниченными возможностями.

На самом деле возможности у всех одинаковые. Весь вопрос в том, кто и как сможет их использовать. Именно этому, будучи маленькой моделью мира, и должна научить школа. У первой коррекционной, судя по всему, это неплохо получается.

Автор текста:  Местное время Гуля Бессонова Автор фото:  Юлия Панова
 
По теме
Резиденты Центра этикета, студенческого медиа «Сфера» и активисты Сургутского госуниверситета побывали на кинопоказах и мастер-классах, панельных дискуссиях «Духа огня».
Подведены итоги олимпиады по английскому языку среди студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) направленность "Иностранные языки".
На этой неделе вновь знакомим учащихся среднеобразовательных  школ с многообразием специальностей, востребованных в современной клинике.
Команда «EngieLabs» стала победителем финала Национальной технологической олимпиады по профилям «Разработка компьютерных игр» и «Цифровое месторождение» накануне.
Открытие городской спартакиады «ZOV» - СурГПУ 22 марта в спортивном комплексе «Огнеборец» состоялось открытие городской спартакиады «ZOV», в которой приняли участие студенты факультета физической культуры и спорта.
СурГПУ
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ
img_5092 - Сургутский Краеведческий Музей 27 марта в доме купца Галактиона Степановича Клепикова состоялось открытие выставки «Всё начинается с семьи».
Сургутский Краеведческий Музей