Новый флот Югры

Новый флот Югры
Фото: ugra-news.ru
Автор текста:  Маргарита Прокопенко Автор фото:  Александр Онопа

В Сургуте появится полноценная судоверфь. Выпуск современных судов – аналогов «Зари» и «Метеоров» – будет налажен на базе Сургутского судоремонтного предприятия, основным акционером которого является компания «Северречфлот». Она занимается перевозками пассажиров в акватории Оби и Иртыша, а ее учредителями на паритетных началах являются правительства Югры и Ямала.

Движение с мёртвой точки

В минувшую субботу речники на месте продемонстрировали потенциал и текущее положение дел будущей верфи губернатору Югры Наталье Комаровой. Впрочем, вкладываться в ремонт и оборудование судоремонтного предприятия бюджету либо сторонним инвесторам не придется. По словам генерального директора АО «Северречфлот» Сергея Шептуна, наладить производство предприятие способно уже собственными силами: за последний год Сургутское судоремонтное предприятие показало значительную прибыль, производственные мощности загружены полностью.
Сургутскому судоремонтному предприятию уже 35 лет. Серьезной модернизации ни помещений, ни оборудования за годы существования производства не было: предприятие долгие годы принадлежало частным акционерам, которые не считали необходимым вкладываться в развитие. Прибыль, если таковая случалась, выводили в виде дивидендов. Ситуация изменилась год назад, когда руководство «Северречфлота» вошло в наблюдательный совет предприятия. 
– В 2015 году, когда мы вошли в состав акционеров, было принято политическое решение дивиденды не выплачивать в силу сложности финансовой ситуации. А в прошлом году, когда мы вошли в совет директоров, удалось добиться стопроцентной загруженности площадей, – рассказал губернатору генеральный директор «Северречфлота». – Точка безубыточности данного предприятия составляет 80–85 миллионов рублей в год. Но уже на сегодняшний день мы можем гарантировать, что оно заработает почти 130 миллионов рублей. 
– Это самое масштабное и самое северное предприятие в акватории Оби. В этом году от части предложений (взять корабль на ремонт. – Авт.) мне просто пришлось отказаться: не хватает места. Взял самые сложные заказы – на капремонт, – добавил директор судоремонтного предприятия Сергей Леонов. 
После модернизации Сургутское судоремонтное предприятие сможет строить четыре корабля в год. Первый планируется спустить на воду уже летом 2019 года. Когда-то речной трамвай был одним из самых часто встречающихся видов транспорта на малых реках Обь-Иртышского бассейна – более 60 единиц. Сегодня их всего тридцать. То есть даже минимальный потенциальный заказ для будущей Сургутской судоверфи можно считать расписанным уже на семь лет вперед. Только для «Северречфлота» необходимо минимум шесть единиц, обозначенных в инвестиционной программе судоходной компании (об этом ниже). А после того, как предприятие закроет потребность «Северречфлота» в пассажирских судах «Луч» (класса «Заря»), планируется начать их поставки в другие акватории, например в Якутию и Красноярский край: на Лену и Енисей. 

Успеть, чтобы крепко стоять на ногах
Пассажирские суда «Северречфлота» перевозят людей на территории четырех регионов, а не только Югры и Ямала, правительства которых 20 лет назад и создали эту компанию. Причаливают они и к берегам Тюменской и Омской областей. Компания является крупнейшей в Российской Федерации – перевозит около 
15 % пассажиров по 42 маршрутам. В эксплуатации – 114 единиц флота. При этом динамика перевозок растет – за последние две навигации появились девять новых маршрутов, пассажиров по сравнению с 2015 годом перевезено в два раза больше. 
– Предприятие крепко стоит на ногах, по безопасности среди компаний речного транспорта мы – первые в стране. Но флот стареет, – доложил Наталье Комаровой Сергей Шептун.
По программе реновации предусмотрена замена 15 единиц флота четырех видов судов. Причем на транспорт новых типов. Дело в том, что некоторые виды 
кораблей, например «Метеоры» и речные трамвайчики «Заря», уже просто сняты с производства. 


В самом плачевном состоянии находятся суда класса «Метеор».
– Через два-три года «Метеор» не сможет выйти на маршрут в силу своего износа и ремонтонепригодности, – дополнил информацию своего руководителя директор по развитию и инвестиционной деятельности АО «Северречфлот» Михаил Продан. – Подготовлен план ввода новых. Постройка первого корабля должна начаться в текущем году, спуск на воду запланирован на 2020 год, чтобы мы не оказались без этого класса кораб-
лей в принципе. В нашем парке шесть судов данного класса, в программу реновации включили пять. Еще один старый «Метеор» останется в резерве на случай тревоги либо расширения маршрутной сети. 
Собирать аналоги «Метеоров» из готовых узлов завода-изготовителя планируется на сургутской верфи. Конечная стоимость корабля в данном случае будет на 10–15 % ниже. 
Теплоходы класса «Восход» тоже выработали свои сроки эксплуатации. Их предлагают заменить «Валдаями». Кстати, первый из таких кораблей появится в нашей акватории уже в предстоящую навигацию. Приобретение еще двух речники запланировали на 2019 и 2020 годы. 
Семь футов под килем
– Бездействовать сегодня, когда реновация пассажирского флота стала одной из первоочередных государственных задач, было бы преступлением. Поддержка гражданской авиации пошла на спад, а водный транспорт находится в восходящем тренде. Об этом говорят и объемы мер господдержки, и скорость выполнения поручений президента, – считает Михаил Продан. 
Как пример – практически моментальная реакция на обращение губернаторов Югры и Ямала к президенту РФ продлить государственную лизинговую программу для речников, которая действовала до января 2017 года. Минпромторг уже подготовил необходимые документы по поручению главы государства. 
Льготный лизинг – далеко не единственная мера. С 2017 года в России действует «Судовой утилизационный грант», который предполагает возмещение части затрат на приобретение или строительство новых гражданских судов взамен списываемых. 
– На отраслевые меры поддержки, в том числе на судостроение, в прошлом году из федерального бюджета направлено 262 миллиарда рублей. Минпромторг России разработал ведомственный проект развития скоростного пассажирского флота для перево-
зок в труднодоступных и социально значимых регионах. Он включает в себя ряд мероприятий, в том числе разработку инновационных образцов скоростных пассажирских судов, а также субсидию на их строительство. Наша задача – определиться по дальнейшей синхронизации действий с возможностями, созданными на федеральном уровне, причем в кратчайшие сроки, – поручила своим подчиненным губернатор Югры Наталья Комарова. 
Благодаря федеральным программам реновация речного флота обойдется бюджету Югры менее чем в 2,5 миллиарда рублей. Причем это не дополнительные средства, которые правительство должно будет где-то изыскать, например в бюджетах других целевых программ. Наталья Комарова поручила разработать схему, по которой субсидии, которыми правительство Югры компенсирует судоходной компании пассажироперевозки, не растворялись бы в финансовых потоках предприятия, а шли целенаправленно на реновацию флота. 
К слову, миллиардные затраты со временем должны окупиться. Для этого «Северречфлот» разработал двухэтапную инвестиционную программу. Первый этап – реновация флота в Обь-Иртышском бассейне – уже просчитан. Второй компания готова проработать, но пока команды не было. Речь идет о построении пассажирской маршрутной сети в Азово-Черноморском бассейне. По словам Михаила Продана, на данный проект есть заинтересованные инвесторы, не имеющие опыта западносибирских речников. Предполагается, что «Северречфлот» мог бы выступить оператором по организации этой маршрутной сети. 

Западную Сибирь омывает бассейн реки Оби, самый большой в мире после Амазонки по занимаемому пространству. Площадь этого бассейна в два раза больше территорий Франции и Германии, вместе взятых. Главные водные артерии Западной Сибири: река Обь длиной около 5 340 км (от верховьев до впадения в Ледовитый океан) и река Иртыш, впадающая в Обь, длиной почти 
4 270 км. Таким образом, общая длина только этих двух главных рек составляет почти 9 610 км. Если к этому прибавить все судоходные притоки, общая протяженность водных путей составит 18 140 км.
Значительная часть Оби и Иртыша протекает по территории Ханты-Мансийского автономного округа, пассажирские перевозки по которым осуществляет АО «Северречфлот». Маршруты речных перевозок проложены в Сургутском, Ханты-Мансийском, Березовском, Белоярском, Нижневартовском, Октябрьском и Кондинском районах. Кроме того, имеются транзитные маршруты: Ханты-Мансийск – Березово – Мужи – Салехард, который обслуживает «Метеор», а также Омск – Тобольск – Ханты-Мансийск – Салехард. Здесь перевозки осуществляют два теплохода – «Родина» и «Механик Калашников». Также хантымансийцы не первый год работают в Ямало-Ненецком округе.
В прошедшую навигацию речники впервые перевезли свыше 400 тысяч пассажиров. Первыми на маршруты выходят теплоходы на юге округа – в Кондинском районе, последними открываются маршруты на севере – в Березовском районе и на Ямале. Ежегодно речники получают субсидии из бюджетов разного уровня, что позволяет пассажирам приобретать билеты за 25–30 % их реальной стоимости. 
За счет бюджета округа приобретаются новые суда, в том числе на воздушной подушке, которые используются также в межсезонный период. В 2017 году на средства округа были приобретены двигатели немецкой фирмы MAN для теплоходов «Метеор», «Линда», «Заря». Всего было установлено 25 новых двигателей, что значительно улучшило эксплуатацию судов на речных маршрутах.

 
По теме
     Сотрудники суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняли участие в "Лыжне России 2018", которая проходила 10 февраля 2018 года в городе Ханты-Мансийске в Центре зимних видов спорта им.А.В.
Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа-Югры «Медицинский информационно - аналитический центр» продолжает работу по организационному,
Уведомление об отзыве жалобы, поступившей в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре   В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому авт
В середине января на реке Обь в 40 километрах от села Нялинское Ханты-Мансийского района сотрудниками МО МВД России «Ханты-Мансийский» был задержан житель данного поселка,
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ