О мечте, воле и преодолении

О мечте, воле и преодолении
О мечте, воле и преодолении
Фото: ugra-news.ru
Автор текста:  Анастасия Чупрова Автор фото:  Наталья Анадеева

Почему у российских инвалидов больше возможностей, чем у американских? Какие темы выбирают молодые отечественные режиссеры? Как заставить директора кинотеатра показать твой фильм? Об этом с корреспондентом «Новостей Югры» говорили гости фестиваля «Дух огня» – режиссер Алексей Барыкин и продюсер Олег Суров.

– Вы участвовали в программе «Кино для всех». Расскажите, насколько близка вам тема людей с ограниченными возможностями?

Алексей: 
– В Ханты-Мансийск я привез «Айсылу», до этого уже снимал фильм о глухих людях. Но сказать, что мне близка эта тема, не могу. Я не специализируюсь на теме людей с ограниченными возможностями. Просто иногда появляются сюжеты, которые вызывают режиссерский интерес. Но специально об инвалидах я не снимаю.
– Каков ваш взгляд на проблемы инвалидов в России?
– Конечно, у таких людей много сложностей. Когда я был в Америке, сотрудничал с обществом защиты прав людей с ограниченными возможностями. Они добивались того, чтобы во всех небоскребах Нью-Йорка были пандусы, удобные лифты и прочее. Меня поразило, что американское государство вообще не занимается организацией доступной среды для маломобильных граждан. Там все построено по принципу: «Есть суд, создавайте общество и судитесь с владельцами зданий». Представьте, с каждым собственником каждого небоскреба! В нашей стране есть понимание, что проблемой доступной среды нужно заниматься. Сегодня делается многое: низкопольные автобусы, пандусы, кнопки вызова. Ситуация стремительно меняется к лучшему. Но, наверное, в чем-то недостаточно. 
– Алексей, вы были режиссером первой короткометражки об Айсылу, а в Ханты-Мансийск приехали уже как продюсер полного метра. Почему?
– История такова. Я работаю завкафедрой киноискусства и анимации Казанского института культуры. В какой-то момент захотелось создать фильм усилиями только наших учеников. Для них это практика и возможность заявить о себе. Ведь выпускник, оператор или режиссер, даже если он крутой, может остаться без работы только потому, что его никто не знает, нет картины, которая бы «прогремела». Вот мы и создали проект, сделавший наших ребят известными – о них пишут СМИ, некоторые нашли работу. 
Сначала финансирования хватило только на короткометражку, но мы решили сделать проект больше – создать «пилот» сериала, то есть фильм, после просмотра которого люди бы захотели узнать: а что было дальше с его героями? Идея сработала, и нам дали деньги на продолжение – полнометражный художественный фильм. Так и получилось, что «Айсылу» состоит из двух частей, снятых совершенно разными командами. Но стилистика соблюдена, и, когда мы объединили две картины, зритель даже не заметил разницы.
– Фильм снят на татарском с русскими субтитрами. Язык в картине принципиален?
– Первая часть была снята на двух языках, ведь все актеры прекрасно говорят на русском. Но, когда попробовали смонтировать обе версии, выяснилось: на русском не возникает такой магии.
И потом в картине очень многое «завязано» на татарской музыке и языке. Мы хотели привлечь и своего национального зрителя. Родной язык оказывает какое-то подсознательное действие на своих носителей.
– «Айсылу» побывала во многих экзотических уголках мира…
Олег: 
– Один из продюсеров направил фильм в Лондон на всемирный конгресс татар. Там его показали камерно. Картиной заинтересовались, и теперь она где-то в Европе. 


«Айсылу» показали и в Австралии. Как-то наш компаньон решила найти денег на вторую часть фильма. Ее брат – фермер в этой стране. Лента понравилась, но денег не дали. 
– Расскажите о команде, которая работала над фильмом.
Олег:
– Молодая команда – это потрясающе. Нет никакой проблемы отцов и детей. Все студенты были на одном уровне, «без понтов», занимались только чистым творчеством. Алексей дает команду, что нужно сделать, и ребята выполняют – весело и задорно. 
Алексей: 
– Сейчас часто на съемочной площадке складывается истеричная атмосфера: все кричат друг на друга, ругаются. Нормальные актеры боятся, что нарвутся на подобное. Но про наших ребят говорят: атмосфера на студенческой площадке питает творчеством. 
– Расскажите о внутренней кухне отечественного кинопроката.
Олег: 
– У нас все очень сложно. Отечественный кинопрокат только начинает становиться на ноги. Региональный – особенно.
Алексей: 
– Есть крупные дистрибьюторы, многие с американскими корнями. Они и выводят фильмы в крупные кинотеатры. Если фильм региональный, то приходится искать разные пути: пробиваться к большому дистрибьютору, «катать» самим. У нас есть опыт личного посещения кинотеатров, когда мы уговаривали владельцев показать кино, организовывали прокат полностью.
– Такой подход работает?
Олег: 
– А что делать? Пришлось даже создать свою маленькую дистрибьюторскую фирму. К слову, мы первые «прокатили» свой фильм в Татарстане. Там есть государственная компания, но она показывает кино в сельской местности. А в городах работают мультиплексы – большие кинотеатры в огромных торговых центрах, по восемь залов на 200 человек. И мы единственные смогли туда «зайти». Перед премьерой зрители раскупили все билеты. Ни на один блокбастер в Казани не разбирали билеты по предпродаже. 
Сыграл сам фильм. Мы приходили в кинотеатры, вызывали на разговор директора, знакомились и вместе смотрели трейлер картины. Кинотеатры совсем не привыкли показывать региональное кино, первая реакция всегда была отрицательной. Но ролик оказывал необыкновенное действие. Почти всегда мы получали «да». 
Представьте, в зале сидит человек, через которого проходят сотни фильмов. Он решает судьбу проката. И у этих людей очень развито внутреннее чутье – сработает или нет картина. Двухминутного трейлера им достаточно, чтобы прийти к выводу. 
– Вы работаете с молодежью. Какие темы она поднимает в своих киноработах?
– В кино вообще самый главный вопрос: о чем снимать? Ни сценарий, ни звезды, а тема. Когда я продюсирую, то беру этот выбор на себя. Но со студенческими работами другая ситуация. Ребята хорошо выполняют поставленную задачу, но часто не способны сгенерировать тему, сказать: «Я буду говорить об этом!» 
Но их выбор все же интересен. Одна из наших девочек недавно решила снять фильм о Горьком, его жизни в Казани. Мы поощряем и тех, кто берет серьезные документальные темы. Например, наш студент снял картину о враче, которая работала в Афганистане во время военных действий. В центре – ее личная драма. 
А бывает, выбирают какую-то вымученную историю, зомби-апокалипсис например. Ужасно скучно. 
– Как раз в прошлом году режиссерский триумвират «Духа огня» обвинил молодых режиссеров в том, что они идут по проторенной тропе.
– Это позиция свысока. Мы сделали несколько экспериментальных фильмов, но они очень тяжело принимаются. Поиск новых форм зачастую не оправдывает усилий. 
Современное поколение привыкло «гуглить», оно не натренировано что-то из себя «рождать». Молодому человеку нужно снять фильм, он набирает в поисковике – «как снять фильм». Никаких решений «изнутри». Они могут снять что-то похожее на «Темного рыцаря», «Игру престолов», но ничего похожего на себя. Хорошо, что мы воспитываем другое поколение.
– «Айсылу» – это работа нового поколения. Какой посыл она несет своим зрителям?
Алексей: 
– Это фильм о мечте, о воле и преодолении. Мы часто слышим от зрителей, что, посмотрев эту картину, они переосмыслили свою жизнь. Ведь Айсылу, несмотря на инвалидность, добилась цели – поет и танцует на сцене. А обычные люди, с руками и ногами, сидят дома. Эта картина подталкивает людей к действию, стремлению к мечте и поискам любви.

   Алексей Барыкин – доцент, заведующий кафедрой киноискусства и анимации, режиссер, сценарист, продюсер. Член Союза кинематографистов РТ. Директор студии «Кинокомпания Алексея Барыкина». Руководитель «Школы авторского кино А. Барыкина».

    Олег Суров – кинопродюсер, руководитель ООО «Регион-студия». Член Союза кинематографистов Татарстана, директор казанского передвижного музея «Кино и кинореквизиты».

 

 

 
По теме
Правила поведения на льду - Междуреченский городской округ Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей, и рыбаки,
Междуреченский городской округ