Таким образом, Югра заняла второе место среди регионов России по доле граждан, зарегистрированных на портале госуслуг.
Как сообщил «Ростелеком», являющийся техническим оператором Единого портала государственных услуг, количество «электронных граждан» в Югре превысило 50% от общего числа населения региона (достигших 14летнего возраста и старше) и составило 650 тысяч.
Подробнее об этом рассказал на специальной пресс-конференции директор Ханты-Мансийского филиала компании «Ростелеком» Дмитрий Лукошков. По его словам, на данный момент округ занимает первое место в рейтинге регионов на Урале и второе место в Российской Федерации по доле граждан, зарегистрированных на портале gosuslugi.ru. В Югре она составляет 50,67% от общего числа населения региона. Первое место в России занимает Приморский край (57,34%), третье место – у Тюменской области (47,51%), четвертое – у Калининградской области (47,33%), замыкает пятерку лидеров Ямало-Ненецкий автономный округ (44,02%).
Кроме того, Югра является одним из лидирующих регионов страны по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и выводу их на Единый портал госуслуг (ЕПГУ). В целом по России только за последние три года количество пользователей Единого портала государственных услуг возросло практически на 400% (с 6,9 млн до 27,3 млн), а количество заказанных услуг – на 340% (с 17,7 млн до 61,1 млн в год).
Конечная цель
В свою очередь, директор департамента информационных технологий Югры Юрий Торгашин напомнил, для чего формируется электронное правительство:
– Чтобы привлечь как граждан, так и структуры к управлению. Сегодня состояние электронных технологий позволяет это делать. Сейчас мы идем к электронному правительству. В округе оно формируется согласно госпрограмме «Информационное общество Югры». Основные направления развития электронного правительства – перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, организация обучения граждан основам компьютерной грамотности, информирование граждан о возможности получения электронных услуг.
На конец июля посредством ЕПГУ направлено порядка 272 тысяч заявлений на получение услуг в электронном виде. Значительная доля относится к сфере социальной защиты населения.
Наиболее популярными среди югорчан в 2016 году являются услуги информирования о текущей успеваемости учащегося («электронный дневник» – более 197 тысяч заявлений), сведения о состоянии пенсионных накоплений (более 25 тысяч заявлений), о наличии штрафов ПДД (более 20 тысяч), о получении водительского удостоверения (более четыре тысяч), получении заграничного паспорта для граждан РФ (почти четыре тысячи заявлений).
– Работа выстраивается во исполнение указа президента, согласно которому доля граждан, использующих механизм получения электронных госуслуг к 2018 году должна достичь не менее 70%. Мы уже достигли 50%, – пояснил Юрий Торгашин.
Также он рассказал о рутинной работе, проводящейся в части совершенствования электронного правительства. По его словам, сейчас нужно тиражировать программные решения органов местного самоуправления для формирования единообразных административных регламентов, дорабатывать предоставление государственных и муниципальных подуслуг, подстраивая информационно-платежные шлюзы, актуализировать компоненты региональной инфраструктуры электронного правительства, задействованных при предоставлении госуслуг, доработать программные решения по ряду подуслуг для приложений на коммуникаторы и планшеты.
Помимо этого сейчас продолжает развиваться мобильный портал госуслуг.
– Сегодня основные услуги, реализованные в мобильном приложении, – это «электронный дневник», получение информации о результатах ЕГЭ, о маршрутах общественного транспорта, также информация из Росреестра, – сообщил Дмитрий Лукошков.
Начальник управления развития территориальной информационной системы Югры и электронного правительства Владимир Михайлов также напомнил о том, как проводится защита личных данных:
– В Югре выбрана схема использования регионального портала на платформе, созданной при помощи технологий и инфраструктуры «Ростелекома». Региональные и муниципальные услуги обеспечиваются теми же возможностями, что и на едином портале госуслуг. Инфраструктура аттестована и соответствует всем требованиям.
Коллективный труд
Но все же – каковы причины того, что в Югре так много «электронных граждан» по сравнению с другими регионами страны?
– Подобная гражданская позиция населения не просто так формируется. Это зависит от коллективного подхода, настроя всех сотрудников исполнительных органов власти, – ответил Юрий Торгашин. – Мы проводим эту работу целевым методом посредством разнообразных мероприятий по привлечению людей. «Повседневка» (объявления о том, что нужно пользоваться электронными госуслугами) вряд ли позволит добиться такого прироста. Здесь нужно использовать все доступные средства.
Заметим, что согласно исследованиям, не было зафиксировано какой-либо зависимости доли «электронных граждан» от места их проживания. Она примерно одинакова как в крупных городах Югры, так и в удаленных небольших поселениях.
Перспективы
Также зашел разговор о далеком будущем. На специализированных мероприятиях эксперты часто говорят о том, что электронное правительство – это хорошо, но идеальным вариантом было бы «автоматизированное электронное правительство», когда все услуги оказываются программами без участия человека. Но реально ли это?
– Участие руководителя, ответственного за конкретное направление (к примеру, по земельным отношениям, если речь идет о получении разрешения на строительство), необходимо. Да, это автоматизированная форма. Но все равно далее включаются в работу структуры, которые должны работать руками, – пояснил Юрий Торгашин. – Полная автоматизация – дело будущего.
Между тем, с чисто технологической точки зрения, такое отчасти возможно уже сейчас.
– В некоторые структурах, где есть информационная система, в принципе, можно получить информацию, минуя работника ведомства, – заметил в ходе беседы директор управления информационных технологий и связи Сургута Данил Конев. – В таком случае, подав запрос на портале госулуг, можно в короткий срок получить электронную справку без участия человека.
Однако здесь возникает вопрос качества муниципальных систем.
– Чтобы довериться автоматике, предстоит большая работа по приведению этих систем в то состояние, когда информация в них будет обладать юридической значимостью, – добавил начальник управления по информационным ресурсам администрации Нижневартовска Сергей Сидоров.
Тем не менее уже сейчас электронное правительство в Югре находится на должном уровне.
– Мы, безусловно, к этому придем. Идеальная ситуация – когда человек не вмешивается, – отметил Дмитрий Лукошков. – Если посмотреть на общий прогресс со времени существования проекта, то элементы автоматизированного правительства присутствуют уже сейчас.