– Уважаемый Борис Сергеевич, завершается ещё один год работы Думы Югры. Какие законы или решения, принятые депутатами, Вы считаете важными для нашего автономного округа?
– Год заканчивается, пора подводить итоги. Мы провели 10 заседаний Думы Югры, приняли 130 законов и поправок к ним, около 400 постановлений. Бюджет, принятый на 2013 год – один из основных законов. На протяжении года, в апреле и ноябре, мы дважды увеличивали дефицит бюджета. В конечном итоге, дефицит окружного бюджета на 2013 год составляет около 36 миллиардов рублей, что позволяет выполнить все те социальные обязательства, которые были прописаны – своевременно выплачивать заработную плату, содержать муниципальные, государственные учреждения. И в то же время это позволило дать муниципалитетам деньги на развитие: на строительство жилья, возведение объектов социальной сферы, детские сады, школы, подготовку объектов коммунального хозяйства к зиме. Поэтому я считаю, что сбалансированный бюджет – это основной закон, который мы приняли в этом году. Кроме того, в конце 2013 года мы приняли бюджет на следующие 2014 – 2016 годы. Бюджет социальной направленности, около 70% – заработная плата, поддержание жизнедеятельности бюджетных учреждений, прописаны деньги на строительство, на ремонт дорог, на коммунальное хозяйство и т.д. Такой бюджет позволяет Югре социально развиваться.
Кроме того, я хочу остановиться на подписании Соглашения о сотрудничестве между органами государственной власти Югры, Ямала и Тюменской области. Весной много было спекуляций в различных СМИ по поводу объединения трёх субъектов. Соглашение подписано тремя Губернаторами и нами, руководителями законодательных собраний. Оно увело в сторону эти спекуляции насчёт объединения. Югра была и есть самостоятельный субъект Федерации, который будет формировать свой бюджет и развиваться по тому пути, который мы для себя наметили.
– Жильё – одна из главных проблем автономного округа. Что предпринимает Дума, чтобы её решить?
– Во-первых, по предложению Губернатора Натальи Комаровой в принятом бюджете есть необходимые финансовые средства для того, чтобы своевременно возводить жильё, строить и выкупать, выделяются финансовые ресурсы для инженерных сооружений. Построить само здание мало, к нему нужно подвести тепло, электроэнергию, воду, канализацию. Два года существовала тема по обманутым дольщикам, были ситуации, когда люди вкладывали свои деньги в строительство жилья, а возведение таких домов по разным причинам задерживалось, и не было законного механизма, как это жильё достроить. На сегодняшний день по предложению Правительства автономного округа, поддержанному депутатами Думы Югры, у нас принят ряд законов, в которых чётко прописаны все механизмы, последовательность действий, но самое главное, в нашем регионе эта тема просто не звучит. У нас нет обманутых дольщиков, а если вдруг такая ситуация появится, то есть законодательная база, которая подскажет, как её разрешить.
Серьёзные законы были приняты в плане индивидуального строительства жилья, в частности, в прошлом году мы приняли закон о 12 категориях льготников, в числе которых многодетные семьи, которые имеют право на бесплатное получение земельных участков. Должен сказать, что этот закон действует. Я часто езжу по территориям, разговариваю с людьми, закон внедряется, пользуется всё большей популярностью в Югре. Люди интересуются, каким образом встать на учёт, и желающих обзавестись своим жильём на таких условиях с каждым годом будет больше.
– С 2014 года жилищная программа округа подразумевает предоставление льгот и субсидий только для тех, кто родился в Югре или проживает более 15 лет. Насколько, по вашему мнению, оправданы такие ограничения? Не отпугнут ли молодых специалистов, которые ранее хотели приехать в округ?
– Думаю, не отпугнут. В автономном округе делается всё своевременно. Мы понимаем – многие проблемы существуют по причине миграционного процесса, и нужно некие барьеры ставить, поэтому я считаю, что это нормальная практика. Мы буквально на прошлой неделе были с парламентским визитом в Татарстане, подписали Соглашение с Государственным Советом Татарстана. Во время встречи с заместителями и Президентом республики поднималась и эта тема. Практически во всех субъектах РФ есть такие ограничительные цензы, поэтому мы идём в общероссийском тренде, и я считаю это правильным.
– Окружная Дума время от времени вносит свои инициативы в Государственную Думу. Какой процент инициатив принимается Госдумой в качестве закона?
– Мы в Московской городской Думе и с коллегами из Татарстана обсуждали эту тему. На сегодняшний день под руководством Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина действует Совет Законодателей РФ, туда входят все руководители законодательных собраний России. Эту тему на Совете Законодателей поднимали. Если говорить о проценте предложений, которые идут из региона, то их принимается Государственной Думой не более 1%, если за 100% брать все предложения от 83 субъектов РФ. Мы развиваем эти горизонтальные парламентские связи с тем, чтобы были объединены лоббистские условия для проведения наших поправок на уровне Госдумы, и я считаю, что это принесёт свою пользу.
Если говорить об инициативах Думы Югры, то в последнее время у нас практически на каждом заседании прмнимается обращение к министерствам о внесении изменений в федеральное законодательство. Несколько дней назад пришёл ответ, что одно из наших обращений, которое было внесено ещё в позапрошлом году, а это процесс длинный, будет на ближайших заседаниях Государственной Думы принято. Я считаю, что пока таких поправок мало, но мы принимаем все усилия, чтобы голос Думы и Правительства Югры был весом и услышан в Госдуме.
– Борис Сергеевич, ранее мы уже обсуждали вопрос института сити-менеджеров. В прошлом городом руководил один человек, который отвечал и за представительскую власть, и за хозяйство, сейчас всё по-другому. Будут ли какие-то изменения в муниципальной власти?
– Сегодня мы действуем в рамках закона, который позволяет работать одновременно главе города или района и сити-менеджеру.
Я считаю, что могут существовать оба способа управления, всё зависит от людей. Я в своё время руководил Нижневартовским районом, городом Нижневартовском. Если люди настроены на работу, на конструктивизм и не пытаются «перетянуть одеяло на себя» в плане полномочий, тогда всё получается. У нас много положительных примеров среди муниципалитетов Югры.
– Как законодательная база Югры может повлиять на процесс миграции в нашем регионе?
– Здесь мы должны, в первую очередь, руководствоваться не региональным, а федеральным законодательством. В федеральном законодательстве все нормы, которые сопутствуют этому процессу, уже прописаны. Здесь нужно найти баланс, чтобы и интересы жителей, которые постоянно проживают на территории Югры, были соблюдены. Сегодня наш регион динамично развивается, и есть необходимость притока трудовых ресурсов. Моя позиция в этом плане – любой человек, который приезжает в автономный округ, должен соблюдать законы и традиции территории, на которую он приехал. Должно быть толерантное и уважительное отношение.
– Какие планы у Думы автономного округа на следующий год?
– Планов много, на сегодняшний день один из основных вопросов – это контроль за исполнением бюджета на 2014 год. Совместно с Правительством Югры будет осуществляться рассмотрение хода реализации всех 27 государственных программ, поскольку более 96% бюджета на будущий год сформировано по программно-целевому методу. В своём Послании Президент России обратил внимание на две основные темы. Первая – это программа по решению жилищной проблемы. Поставлена достаточно масштабная задача по строительству жилья в целом в России, и я думаю, что мы и Правительство Югры будем принимать нормативные акты и законы для того, чтобы ускорить строительство жилья.
В прошлом году мы взяли хорошие темпы, мы построили больше миллиона квадратных метров жилья, и наша основная задача – эти темпы в ближайшие годы сохранить, а ещё лучше – преумножить. Вторая тема, на которую обратил внимание Владимир Путин – в ближайшие годы число школьников возрастёт в пределах 1 миллиона. Нам нужно продумать строительство детских садов таким образом, чтобы потом их можно было при необходимости перепрофилировать в начальные классы школ.
– Какие проблемы чаще всего поднимаются в запросах и наказах избирателей?
– Людей интересует многое, из основных проблем – жилищная, строительство детских садов, вопросы трудоустройства населения. В нашем регионе много юристов, экономистов, а у нас потребность в технических специальностях. Региону нужны буровики, операторы, энергетики, работники коммунального хозяйства.
Обращаются и руководители бюджетных учреждений Югры, просят, чтобы им из депутатского фонда оказали материальную помощь, к примеру, на приобретение техники, оборудования, на ремонт школ или больниц.
Информация предоставлена
пресс-секретарем
Председателя Думы автономного округа