От чистого истока

Одна из педагогов с большим стажем, узнав о содержании «Истоков», первым делом поспешила узнать, а будут ли данный курс преподавать у ее внучки. Школа давно ждала подобной программы, которая воспитывала бы в подрастающем поколении нравственные ценности. Мы беседуем о программе с директором учебного центра «Истоки» в Вологде Еленой Смирновой.

- Для преподавания данного предмета очень важно мировоззрение учителя?
- Несомненно, данный курс должны преподавать педагоги, у которых есть желание. Хотя уровень знаний по данному предмету может быть разным. Программа построена таким образом, что педагог возрастает вместе с ребенком. В программе нет объекта, на который направлены данные знания. Мы все субъекты. Растет духовно и нравственно ученик, растет учитель, и вместе с ними растет родитель. Соединение сил семьи и школы в воспитании ребенка. И все мы: и педагоги, и родители -воспринимаем данный учебный курс положительно.

- Сколько лет программе?
- 16 лет с того момента, как прошел первый урок. Программа родилась на Вологодской земле. Сегодня по ней занимаются 55 регионов.

- Как вы считаете, почему именно на Вологодской земле?
- Кстати, москвичи часто задавали поначалу именно этот вопрос, так как принято считать, что все самое интересное рождается в Москве. Но это не кабинетная программа. Ее нельзя придумать. Ее основа взята из самой жизни, опыта педагогов. Все ими прожито, прочувствовано, опробовано.

- А есть региональный компонент?
- Изначально в Вологде и Костроме мы занимались в рамках регионального компонента в инвариантной части. В Вологде программа рождалась при непосредственной поддержке губернатора, поэтому когда региональный компонент отменили, департамент образования настоятельно рекомендовал ввести программу в школьный компонент.

- Что такое «Истоки»?
- Это сама жизнь. Это те знания, которые помогают человеку идти по жизни. С чего начинается курс? Мы говорим о слове. Эта тема - сквозная. Начиная с дошкольного возраста и до 11-го класса.
Практика показывает, что дети мало знают хороших слов. Даем задание детям на одном из первых уроков: написать добрые слова маме. Ученики в основе своей знают лишь по одному - два слова.
Так сложилось в одной из школ, что психолог каждый день проводил по уроку «Истоков». Через две недели педагог сделал контрольный срез. Надо было написать добрые слова учительнице и другу. Результаты ошеломили самого психолога: дети написали до двадцати слов. Хотите добрые слова дома сказать? - домашнее задание. В первый день это сделали два ученика. Учительница спрашивает о реакции близких. Один ребенок сказал доброе слово маме - она купила ему шоколадку. Другой ребенок сказал бабушке - та заплакала. Мы сами, взрослые, не говорим добрых слов друг другу и не обращаем внимание на то, как говорят дети. В течение месяца психолог добилась того, чтобы добрые слова стали говорить все 26 человек.

- Какова ценность слова в жизни нашей?
- Основа основ. Мы начинаем с доброго, ласкового маминого слова, продолжаем говорить о благодарном, напутственном слове, слове мудрости и наконец приходим к святому слову. Ценности выстраиваются как по лесенке. Задача педагога не просто рассказать о чем-то, но чтобы ребенок так начал жить. Понимая, что нужно быть благодарным, понимая, что нужно говорить добрые слова. Но этому ребенок должен научиться. «Истоки» этому учат.

- Программа воспитывает патриотизм, любовь к ближним...
- Говорим об образе матери, как девочку воспитать, чтобы она стала верной женой, любящей матерью? Как стать отцом? Это все уроки «Истоков». 10-11 класс - это образы Отечества. Служение Отечеству, традиции Отечества. На одном из уроков о верности родной земле мы спрашиваем: «Кого поехал защищать богатырь Добрыня Никитыч? Князя Красное Солнышко, Забаву Путятичну, землю Русскую или матушку родимую?» Дети понимают, что всех надо защищать. А взрослые начинают выбирать - или это, или то. Если это наша земля, то все на этой земле: и матушка родимая, и Забава Путятична, и князь Красное Солнышко. Это все целостно. Образ и слово. Эти категории мы ведем начиная с трехлетнего возраста до 11-го класса.
В «Истоках» раскрываются все грани жизни. Ведь не было отдельно - трудовое или патриотическое воспитание. Это все была наша жизнь.

- Педагог с 60-летним стажем сказала, что за все годы своей работы в школе не встречала такой программы, полностью обеспеченной необходимым инструментарием.
- Действительно, есть учебники, есть рабочие тетради, есть методика для учителя, и есть еще воспитательная программа. Такого в России действительно еще не было.

- Еще интересный момент программы - это сотрудничество с родителями.
- Когда появился новый предмет и дети стали обращаться к родителям, последние растерялись, на какие-то вопросы они не могли найти ответы. И поэтому стали обращаться к педагогам: объясните и нам. Из этой потребности выросла программа работы с родителями. К примеру, детям предлагается что-то совместно с родителями сделать, есть классные часы, на которых присутствуют и дети, и родители, родительские собрания, учителя проводят познавательные лекции по тем же книгам, что и для детей. Оказывается, для родителей такие знания не менее важны, чем для их детей.

- Оттого, что корни наши были утеряны. А есть какие-то особенности преподавания программы в разных регионах?
- Нет, программа универсальная. Это не краеведение. Это программа, воспитывающая нравственные ценности. Те ценности, которые в российской цивилизации были всегда. Всегда был важен дом для человека, всегда уделяли внимание тому, несет ли человек свое имя с честью, всегда говорили, что есть родные просторы. Всегда был важен труд для русского человека. Мы говорим о том, что есть труд земной, а есть труд души - например, прочитать книгу, спеть песню. Это программа, построенная на ценностях, и этим она всех соединяет. Даже если в классе сидят дети разных национальностей. Учитель имеет возможность поговорить об особенностях традиций, культуры разных народов: «у вас как дом устроен? А у вас? А какие песни поют дома?». Хотя учитель может использовать в рамках программы какой-то краеведческий материал.

- Это то, что нужно сегодня школе. Потому что у общества нет нравственных ценностей. На чем воспитывать сегодня?Мы говорим о воспитании, но у каждого свои ценности.
- Учителя - люди творческие. Есть много авторских программ. Но чем отличаются «Истоки»? Выстроенной системой ценностей. У нас в дошкольном образовании те же ценности, что и в начальной школе. Но наполнение более глубокое. С другой стороны, в детском саду дети могли не изучать программу «Истоки». И тогда могут сделать это уже в школе.
Если берем категорию «любви» для трехлетних малышей, то говорим о любимой мамочке, так и говорим о любви до 11-го класса. Просто наполнение другое, с учетом возраста детей.

- А что лично значат для вас «Истоки»?
- Для меня это тоже жизнь. Ведь 15 лет жизни отдано реализации этой программы. Это работа, которая приносит радость. Понимаешь, как программа нужна другим, и это поддерживает в какие-то трудные моменты. Видишь, как меняются твои подходы к воспитанию детей, как начинаешь по-другому выстраивать отношения с мужем. По-новому выстраиваешь жизнь. Моя коллега однажды заметила, как ее стал любить муж. И понимаешь, что прежде всего изменилась она сама, ее отношение к мужу, семье. И все это стало возможным благодаря возвращению к «Истокам».

- Есть уже какие-то результаты? Хотя, несомненно, трудно говорить в данном случае о результатах.
- Конечно, мы проводили мониторинги. Хотя говорить о том, как можно за короткое время поменять сознание, сложно. При этом, несомненно, видны положительные результаты. Особенно на селе. Ведь школа на селе выступает как социальный институт. Это работа, по сути, со всем населением. Мы видим, как там меняется жизнь.
Педагоги начальной школы отмечают, что между детьми из детских садов, где изучают программу «Истоки» и где ее нет, огромный разрыв. Про детей, которые изучают «Истоки», говорят: у них другой уровень социализации, они быстрее входят в новую школьную обстановку, они умеют устроить свое пространство. Эти дети умеют общаться. Они проявляют заботу друг о друге, им важно, чтобы здоров был учитель. Они пишут, что им нравится работать в группе. Тогда как дети, не получившие таких знаний, пишут, что их беспокоит то, что дерутся мальчики с девочками, что им хотелось бы, чтобы в классе был телевизор. Они мыслят другими категориями.

«Надо сказать, что и учителя меняются. Ведь программа основана на диалоге учителя и ребенка. Не на принципах авторитарности, а на принципах полного уважения к ученику, потому что неизвестно, кто в данном случае у кого учится. Да, мы хорошо знаем математику, русский язык. Но ребенок может быть мудрее в жизни. Поэтому идет процесс взаимного обогащения».

Воспитание не только ума, но и сердца

Надежда Белик, начальник отдела общего образования Департамента образования администрации Сургута:
- Сургут впервые обратился к учебному курсу «Истоки» чуть больше трех лет назад. Начиналось все в лицее №1 и двух дошкольных образовательных учреждениях - в детских садах №6 «Василек» и №56 «Искорка».
С этого учебного года в рамках внеурочной деятельности этот курс введен во всех первых классах и в десяти детских садах. Ряд образовательных учреждений ввели его в старших классах. Реализуется программа через различные модели: организацию внеурочной деятельности, дополнительного образования, в группах продленного дня, на классных часах.
Для введения учебного курса «Истоки» в городе созданы необходимые условия. В 2010-2011 учебном году проведены семинары для учителей, которые в этом учебном году приняли первые классы, и для воспитателей детских дошкольных учреждений. Руководители школ и детских садов встретились с автором программы И.А. Кузьминым. В конце сентября проведены консультации для педагогов.
Введение «Истоков» поддержала Дума города: из городского бюджета выделены финансовые средства на приобретение учебно-методического комплекта «Истоки» и на проведение обучающих семинаров. Учащиеся 1-4 классов школ города и десять дошкольных образовательных учреждений на сегодня обеспечены учебно-методическими комплектами за счет средств бюджета города. В отдельных образовательных учреждениях пособия приобретают за счет средств родителей.
Стоит отметить, что данный учебный курс включает целостную систему внеклассных занятий. Каждое занятие является прямым продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой на уроке. Используемые в педагогическом процессе активные формы обучения и воспитания, системно-деятельностный подход направлены на развитие ресурсов личности ученика, учителя и родителей, на формирование мотивации к социокультурному обновлению и духовному возрождению нашего Отечества. Программа «Социокультурные истоки» решает задачи по созданию необходимых условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства, привносит в образование духовно-нравственное развитие на основе отечественных традиций.
Содержание учебных пособий построено для дошкольников на русских народных сказках. В школьный курс включены также сказки, былины, пословицы, поговорки, произведения русских классиков. Обучение и воспитание строится на положительном опыте.
Конечно же, нам необходимо продолжить работу по подготовке педагогов (от управленцев до учителей, педагогов дополнительного образования), по их готовности работать по данному учебному курсу, по приобретению УМК «Истоки» для учащихся 5-11 классов.
Мы очень надеемся, что использование в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений города программы «Истоки» будет способствовать приобретению таких важных качеств человека, как чувство защищенности, доверие, мотивированность, самостоятельность, честь, достоинство, доброта, отзывчивость, ответственность. Следует заметить, что программа успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся различных культурных и религиозных традиций, так как она возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур (такие, как род, родители, Родина, семья, вера, надежда, любовь, мудрость, согласие, честь, достоинство, истоки подвига, истоки творчества и др.).
Исследования авторов хорошо иллюстрируют, что дети, занимающиеся по учебному курсу «Истоки», успешно социализируются, устойчивы в социуме, умеют ставить цель, поэтому знают, чего хотят, умеют сделать выбор, принять решение и быть ответственными за свой выбор.
 

 
По теме
Югорчанка обвиняется в мошенничестве, совершенном в крупном размере Виктория Терина Жительница Югорска предстанет перед судом за кражу бюджетных денег Фото: Татьяна Коркина Перед судом предстанет жительница Югорска,
Двое жителей Нижневартовска стали фигурантами уголовных дел о подделке документов Виктория Терина В Нижневартовске у двоих водителей обнаружили поддельные права и завели на них уголовные дела Фото:
21.03.2024 постановлен приговор по уголовному делу в отношении жителя г. Советский за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст.
Мужчина находился на грани жизни и смерти, но медики смогли оказать ему необходимую помощь Виктория Терина Фото: Сургутская скорая помощь Медики скорой помощи Сургута спасли мужчину с инфарктом.
Военнослужащие и сотрудники Управления Росгвардии по ХМАО – Югре совместно с коллегами из регионального УМВД России обеспечили безопасность проведения XXII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня»,
Подростку из Нижневартовска грозит до 5 лет лишения свободы за ложное сообщение об акте терроризма Виктория Терина В Нижневартовске 16-летний подросток пойдет под суд за ложное сообщение о взрывчатке в школе Фото:
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ