Что происходит с нашими детьми? Откуда такая жестокость? – недоумевают взрослые, сталкиваясь с очередным случаем группового избиения или принародного унижения подростками сверстника. Видеозаписи травли, или, как это сейчас принято называть, буллинга, школьники выкладывают в Интернет, словно подталкивая общество к реакции на этот вызов. Иногда происходят и чрезвычайные события.
К примеру, 10 апреля конфликт двух ребят в одной из школ Радужного привел к поножовщине: школьник достал из кармана куртки перочинный нож и нанес оппоненту удары в область руки. Сейчас в этой истории разбираются правоохранительные органы, а мы можем предположить только, что у драки с ножом была своя предыстория. Почему подростки жестоки друг к другу? – об этом в интервью с экспертом, психологом бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Психоневрологическая больница имени Святой Преподобномученицы Елизаветы» Ириной Плотниковой.
– Ирина Николаевна, насколько актуальна проблема травли в подростковой среде?
– Проблема актуальна. Если учесть, что даже мы, в нашем учреждении, разбираемся с этим регулярно, а ведь клиническая психология – это крайнее звено в цепочке профилактики преступлений среди подростков. То есть до нас доходят случаи, с которыми не могут справиться родители, школьные педагоги и психологи.
– В чем, с точки зрения клинического психолога, источник проблемы буллинга?
– Так проявляются нарушения детско-родительских отношений. Проблемы подростков – это всегда отражение взаимоотношений детей и родителей. Ребенок выходит в мир с тем, что ему дали родители, как научили решать стрессовые ситуации. Если семья научила преодолевать трудности во взаимоотношениях с другими людьми, то подросток решит любой конфликт без крайних обострений. Ребенок автоматически считывает, перенимает и использует родительские схемы.
Известны три стратегии реакции на стресс. Первая – бегство. Вторая, к которой прибегает огромное количество людей, – сделать вид, что проблемы не существует, что ничего плохого не происходит. Третья, самая действенная, – решить стрессовую ситуацию. Ребенок должен научиться решать стрессы, а не избегать, не прятаться от сверстников и, тем более, не терпеть унижения и обиды.
– Мы сейчас говорим о жертвах травли. Но ведь в опасности не только они, но и подростки – организаторы буллинга. Своей агрессией они зачастую ломают и собственную судьбу.
– «Палач» и «жертва» – это всегда искажение собственного «я», только в разных ракурсах. В юридической психологии говорится, что жертва всегда найдет своего палача. Это подсознательные вещи.
Дело в том, что поведенческие реакции формируются на трех уровнях: сознательном, подсознательном, бессознательном.
Бессознательное – это связь рода, связь человечества, это такие очень глубинные моменты человеческой психики. Передача информации через род. А вот подсознательные – это как раз та информация, которая идет от родителей, от условий, в которых ребенок рос, воспитывался, от людей, которые его окружали, ситуаций, в которых он находился.
Если что-то было не так, то человек вырастает в роли «жертвы» или «палача», причем в разных обстоятельствах он может быть то «жертвой», то «палачом». Причина искажения всегда в детстве. Палач, зацепив жертву, на уровне сознания понимает, что поступает нехорошо, но подсознание толкает его на поступки, которые действительно могут очень плохо закончиться и для него самого. В подростковом возрасте это особенно актуально, поскольку сознание ребенка сформировано недостаточно, чтобы осознанно управлять своим поведением.
– Что делать родителям, которые вдруг столкнулись с тем, что ребенка обижают? Или что он проявляет жестокость по отношению к сверстникам?
– В сложных ситуациях совместно со специалистом искать причину проблем, исправлять мотивацию личности. Но самое главное – общая рекомендация для всех – ребенка надо занять делом, которое позволит направить энергию в конструктивное русло. А тем, кого обижают, – поможет поднять самооценку, сформировать устойчивое «я». Родители часто жалуются на трудности школьной программы, жалеют детей, позволяя им бездельничать после уроков. Это медвежья услуга, потому что у ребенка формируется привычка ничего не делать.
Человеческое «я» так устроено, что мы должны все время совершенствоваться и развиваться. Если ребенок посещает какие-то кружки, секции, это всегда будет очень положительно сказываться на его внутреннем «я». Если ребенок не приучен ходить на дополнительные занятия или скачет, как кузнечик, в этих кружках, то «я» не формируется крепким, адекватным и тогда возникают отклонения.
– А если ребенок не хочет ничем заниматься?
– Да, они сейчас не хотят. Очень мало людей, которые вдруг захотят действительно что-то делать, если они не приучены с детства. Это проблемы общества. Но и здесь родителям надо посмотреть на себя, на свой образ жизни, собственные привычки. Типичная картина: родителям ничего не интересно, они весь день заняты работой, а после работы стремятся как-то расслабиться, отгородившись от ребенка телевизором или компьютером. Нет ни совместных дел, ни содержательного досуга. Безделье – как желанный вид отдыха, становится семейной ценностью. Совместный, созидательный, формирующий личность досуг чрезвычайно важен.
– Как это изменить?
– Возможности личности очень большие. Независимо от того, в каком возрасте человек примет решение изменить себя и свои обстоятельства в лучшую сторону, сформировать новые привычки, – при желании он обязательно добьется результата.
Недавно было установлено, что пластичность мозга сохраняется на протяжении всей человеческой жизни. Не важно, человеку сколько лет, каков у него опыт, поставив цель, он может в любом обществе, в любом возрасте ее достичь. Любой может переделать себя, свой образ жизни, создать новые семейные ценности и традиции.
– Вы вновь предлагаете родителям работать над собой, менять себя?
– Работать над собой – это всегда актуально.Для того чтобы вырасти кем-то – это труд. Физический, психологический. Есть понятие психологического труда, но у нас этому труду никто не учит. И получается, что большинство людей считают, что это само собой должно прийти, когда ребенок вырастет. Но ничего само собой не происходит. Подросток, не приученный работать, в том числе над собой, не станет успешным взрослым. Разве мало у нас «жертв» и «палачей» среди взрослых? Далеко не всегда в криминальном смысле, гораздо чаще ведется тихая травля на психологическом уровне.
Ребенка формирует семья, и если что-то идет не так, то работать нужно семье. Для начала признать проблему, осознать собственную ответственность, а затем найти способ решить ее.
– Понятно, что обязанность государства – создать условия и для занятий спортом, и для творчества, и для качественного семейного досуга. О чем еще, на ваш взгляд, необходимо подумать соответствующим институтам власти?
– В некоторых ситуациях родители бессильны. Они оказываются один на один с проблемой, которую не в состоянии решать. Речь идет о категории детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Такие дети не могут самостоятельно интегрироваться в общество. Их обижают, они обижают… Нужны государственные программы, которые позволили бы проводить качественную коррекционную работу. Системного подхода к решению этой проблемы, на мой взгляд, не хватает. Тем более что современные методики позволяют получать впечатляющие результаты. Ко мне приходят семьи с такими детьми. Часто родители искренне хотят помочь своему ребенку, готовы все для этого сделать. Но это очень сложно, моих консультаций недостаточно, здесь нужна систематическая работа специалиста. На этот аспект я хотела бы обратить внимание.
И еще один момент – необходимо постоянно развивать институт школьных психологов, повышать их мастерство, активно внедрять самые эффективные методы работы с детьми и родителями. В моей практике есть примеры как превосходной работы школьных психологических служб, так и полного отсутствия таковой, при наличии штатных единиц и людей, которые их замещают. Специалисты есть, а доверия к ним нет.