В ходе работы были рассмотрены проблемы транспортной доступности жителей отдалённых населённых пунктов автономного округа на примере конкретных территорий Белоярского, Берёзовского и Кондинского районов.
В обсуждении данного вопроса приняли участие депутат окружной Думы Наталья Западнова , сопредседатели и члены рабочих групп Регионального отделения Общероссийского народного фронта «Социальная справедливость» и «Эффективная экономика», руководители департаментов здравоохранения, социального развития, дорожного хозяйства и транспорта Югры, Центра медицины катастроф, представители муниципальных образований, а также общественные эксперты.
Участники отметили, в связи с большими расстояниями, отсутствием круглогодичного транспортного сообщения, сложной транспортной схемой жители многих сельских населённых пунктов лишены возможности своевременно получать социальные услуги, в том числе по оказанию медицинской помощи.
По информации сопредседателя регионального штаба общероссийского народного фронта Ларисы Белоцерковцевой , количество смертности на селе, по отдельным категориям граждан значительно превышает данный уровень среди городского населения. Статистика заболеваемости людей, проживающих в отдалённых уголках Югры значительно ниже городской, потому что сельчане не всегда имеют возможность своевременно обратиться к врачу.
Мониторинг общественного мнения, проведённый активистами Народного фронта в деревне Нумто Белоярского района, в посёлке Саранпауль Берёзовского района и в селе Болчары Кондинского района показал – жители этих территорий испытывают большие трудности, пытаясь доехать до районных центров. Югорчане отмечают, порой на такое путешествие уходит не один день. Эксперты ОНФ указали на недостаточность авиарейсов, ограниченное количество посадочных мест, так называемых квот, выделенных на конкретный населённый пункт, а также отсутствие предварительной продажи авиабилетов.
Так, жители села Болчары имеют возможность долететь до посёлка городского типа Междуреченский только два раза в неделю. Квота – три посадочных места. Путешествие по реке в том же направлении занимает два дня с ночёвкой в Кондинском. В такой ситуации трудно говорить об оперативности в решении жизненно важных вопросов.
Данные проблемные моменты активисты Регионального отделения народного фронта предложили включить в государственную программу «Развитие транспортной системы автономного округа на 2014-2020 годы», мероприятия по увеличению количество субсидий муниципальным образованиям для организации движения воздушного транспорта, строительства и реконструкции посадочных вертолётных площадок.
По мнению Натальи Западновой, эти предложения должны быть обоснованы: «Можно до бесконечности давать деньги транспортным компаниям и не решить проблемы. Необходимо изучить эффективность использования субсидий и возможность увеличения их объёмов. Немаловажным фактором является создание конкурентной среды в этом секторе экономики» .
В завершении выступления парламентарий подытожила свои предложения: «Мы уже давно не проводили серьёзных социологических исследований, чтобы понять, насколько население удовлетворено качеством оказания транспортных услуг, чтобы владеть реальной ситуацией на местах и не доводить её до точки кипения. И следующий момент – необходимо разработать дорожную карту по улучшению транспортной доступности отдалённых поселений Югры, с учётом предложений департаментов дорожного хозяйства и транспорта, здравоохранения и социального развития, а также муниципалитетов и граждан, проживающих в отдалённых населённых пунктах» .