Прибавь газу!

Прибавь газу!
Фото: ugra-news.ru
Автор текста:  Алексей Нейман Анна Лейниш

Автолюбителям предлагают сесть за руль экологически чистого транспорта.
Сегодня эксперты склоняются к тому, что лучшее топливо для автомобиля в России – природный газ. Он наносит меньше вреда окружающей среде и кошельку населения. Кроме того, в условиях нашей бескрайней страны перевод машин на газ более целесообразен, чем выстраивание колоссальной инфраструктуры для электромобилей. Как же проходит на практике внедрение такого транспорта и с какими подводными камнями приходится сталкиваться пионерам научно-технического прогресса?
Когда говорят об автомобилях на природном газе, речь может идти о компримированном природном газе (метан) или сжиженном природном газе (тоже метан), или сокращенно КПГ и СПГ. Но в основном подразумевается наиболее распространенный в нашей стране сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан) – СУГ. Если «пропановых» заправок в стране более трех тысяч (в Югре – более 60), то КПГ – чуть более трех сотен, а пару лет назад было в полтора раза меньше. Заправиться же СПГ в России практически негде. Поэтому пока под газомоторным топливом подразумевается компримированный метан и сжиженный пропан. 
Почему такая разница? Установить газобаллонное оборудование (ГБО) для пропан-бутана легче и дешевле, чем для КПГ, потому он и используется активнее. Так, автомобилей, работающих на метане, в стране всего около 150 тысяч, на СУГ – около 1, 5 миллионов. В основном это автобусы и грузовики, которые способны потянуть вес газобаллонного оборудования и при этом достаточно много ездят, чтобы за счет низкой цены на газ оправдать затраты на установку ГБО. Так, по данным Минэнерго, переоборудование автомобиля частного потребителя на КПГ окупится за 49 тысяч километров, а на СУГ – за 32 тысячи.

Именно слишком дорогая установка и нежелание возить за спиной взрывоопасное вещество отпугивает многих автовладельцев от перехода на газ. И если вопрос с 
безопасностью при грамотной установке и своевременном техническом обслуживании на сегодня закрыт, то стоимость по-прежнему является стоп-фактором. Тем не менее помимо экономики речь идет и об экологии, поэтому ситуация с газомоторным топливом в последние годы начала улучшаться.

Общее положение дел
Согласно распоряжению Правительства РФ к 2020 году в российских городах с населением свыше одного миллиона жителей на газомоторное топливо должно быть переведено не менее половины парка общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники. Города с числом жителей от 300 тысяч до миллиона обязаны иметь треть парка на ГМТ, с 100–300 тысячами жителей – 10 %.
При этом в России предусмотрена программа, направленная на популяризацию использования именно компримированного природного газа (КПГ). 
Дело в том, что у метана перед пропаном есть ряд преимуществ. Это самое быстро возобновляемое топливо на планете – его цена не зависит напрямую от объемов добычи и переработки нефти. Также он сухой – в нем отсутствует конденсат, от которого нужно регулярно избавляться. Кроме того, метан легче воздуха, что на порядок снижает риск взрыва или пожара даже во время ДТП – при утечке он образует подвижное облако, которое рассеивается ветром.
Единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива Российской Федерации является компания ООО «Газпром газомоторное топливо». На данный момент в ее сеть входят 254 действующие АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция). Еще 60 находятся в стадии строительства, и одна реконструируется. Суммарная проектная производительность станций составляет около 2 миллиардов кубических метров природного газа в год.
В целом же по России насчитывается 314 АГНКС. В 2017 году планируется построить еще 112 заправочных комплексов, а к 2020-му увеличить их количество до 743 штук. Для роста числа станций принимается комплекс мер, в том числе смягчается законодательство. Так, вносятся изменения в федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Поправки связаны с тем, что усиленные проверки, которые обязательны для таких объектов, становятся препятствием для инвестиций в строительство газозаправок. Вместе с тем многочисленные эксперты отмечают, что объекты все же представляют немалую опасность для окружающих, поскольку содержат емкости с легковоспламеняющимися и взрывчатыми веществами. Поэтому принято компромиссное решение – газовые автозаправки предлагается перевести из третьей категории опасных объектов в четвертую, менее опасную. Так будет обеспечен необходимый контроль за такими объектами, но он не будет чрезмерным, что позволит снять ряд административных барьеров на пути развития сети газовых автозаправок.
По данным министерства энергетики, доля газового транспорта за 2016 год составляет четверть процента от всей автотехники страны – 150 тысяч из 58 миллионов (имеются в виду автомобили, использующие метан). К 2020 году число машин, которые будут в качестве топлива использовать природный газ, может вырасти в 2,2 раза – до 370 тысяч штук.
Заметим, что наиболее распространенным видом альтернативного и экологичного топлива в нашей стране, скорее всего, станет именно газ. 
Так, тот же Кирилл Молодцов раскритиковал возможность популяризации в России электромобилей. По его словам, электромобиль является хорошей альтернативой для Европы, где небольшие расстояния и отлаженная транспортная логистика, но не для России с ее просторами и холодным климатом.

Ситуация в Югре
В конце прошлой недели члены окружного правительства дали оценку исполнению поручения президента России. Оно связано со стимулированием использования экологически чистого транспорта в городах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха для снижения выбросов вредных веществ. Здесь следует отметить, что в округе на территориях населенных пунктов не зафиксирован «высокий» и «очень высокий» уровень загазованности. Таким образом, регион не подпадает под действие президентского поручения, однако работа в этом направлении ведется. За последнюю пятилетку загрязнение атмосферы в Югре удалось снизить с «очень высокого» и «высокого» до «повышенного» и «низкого» соответственно.
По словам директора департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Валерия Фомагина, сегодня природный газ в качестве топлива используют 7,74 % автомобильных средств (это 60 тысяч автомобилей) от общего количества зарегистрированного в регионе транспорта. По итогам 2016 года количество транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, увеличилось на 556 единиц. 
Для обеспечения работы транспорта, использующего компримированный природный газ в качестве моторного топлива, в округе действуют восемь автомобильных газонаполнительных компрессорных станций совокупной производительностью 25,2 миллиона кубометров в год. В текущем году запланирован ввод в эксплуатацию АГНКС на территории поселка Верхнеказымский Белоярского района, до 2020 года запланировано строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции на территории поселка Лыхма. Возможность строительства станций рассматривается на территории Сургута, Нефтеюганска, Нижневартовска, Ханты-Мансийска и других населенных пунктов округа на протяжении основных транспортных магистралей.

Применение на практике
Автолюбители, с которыми мы разговаривали, в целом положительно оценили свой опыт по переходу на газ. Они особо выделили его финансовую привлекательность – примерно вдвое дешевле бензина. Однако двигатель теряет примерно 10–15 % номинальной мощности. Впрочем, и это тоже уже пережиток прошлого, современные системы позволяют избежать падения тяги.
Как нам рассказали в компании «Автогаз Ханты-Мансийск», газобаллонное оборудование у нас устанавливают в основном те, кто ездит в другие города либо чья работа связана с постоянными передвижениями на автомобиле.
– Более 25 тысяч километров в год – это тот пробег, когда уже имеет смысл устанавливать газобаллонное оборудование, – отметили в компании. – Установка на легковой автомобиль (малолитражку) обойдется примерно в 35 тысяч рублей. Самый популярный и самый доступный вид топлива – пропан. Метан не практикуется, так как нет заправочных станций в городе, плюс установка более сложная и дорогостоящая. В основном у нас идут грузовые автомобили, потому что запас должен быть большим, а баллоны тяжелые. Мы ежемесячно переоборудуем около 10 автомобилей, за год – 120–150.
Говоря о безопасности газа, установщики ГБО напоминают, что при какой-либо утечке бензин воспламеняется гораздо быстрее. Кроме того, современное оборудование соответствует всем стандартам качества и требованиям безопасности. При оценке выгоды газа специалисты подтвердили расчеты автолюбителей.
– Бензин стоит 37–38 рублей, газ – 18 рублей. Расход газа больше, чем бензина, максимум процентов на десять. Итого выходит экономия в два раза. Особенно она чувствительна при дальних переездах. Но если вы ездите в стиле «дом-работа», эффекта не почувствуете. Газовому оборудованию нужно движение, – пояснили нам в компании.

Скромные реалии, большие перспективы
– Потребители к газу относятся скептически – переоборудование кажется рискованным, плюс не очень понятна правовая база. Производители автомобилей, в свою очередь, не спешат с выпуском газобаллонных автомобилей для российского рынка – инфраструктуры пока очень мало, а значит, никто не гарантирует спрос на газовые авто, – обозначил проблемы исполнительный директор НП «Национальная газомоторная ассоциация», директор центра использования газа ООО «Газпром 
ВНИИГАЗ» Станислав Люгай.
При этом эксперт прогнозирует, что к 2030 году объем газового транспорта в России вырастет на 7 %:
– Исходя из общемировой тенденции мы уверены в привлекательности направления и у нас – во всем мире этот сегмент популярен за счет экологичности.
По оценкам заместителя генерального директора по коммерческим вопросам «Газпром газомоторное топливо» Дениса Корниенко, в России в год выпускается с заводов около 4 тысяч автомобилей с ГБО, и еще 5–8 тысяч переоборудуется автовладельцами самостоятельно.
– При этом, чтобы нормально загружать наши станции, нужен прирост порядка 30 тысяч в год. То есть имеется нехватка в 20 тысяч автомобилей, – рассказал Денис Корниенко. – Также на сегодня автомобиль, который производится в газовом исполнении, дороже бензинового. Это связано с тем, что на нем стоит дополнительное оборудование. Разница доходит до 20–30 %. На текущий момент это одна из основных проблем. Такие автомобили окупаются у тех, кто много ездит. Это такси, коммерческий транспорт. Для личного потребления в основном это пока невыгодно.
Конечно, наша страна и Югра только в начале большого пути по переводу автомобильного транспорта на газ. И государство играет решающую роль в этом процессе.
В Ханты-Мансийском автономном округе, например, имеются необходимые меры поддержки для стимулирования приобретения автомобилей и техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива. В частности, с 1 января 2014 года действует льгота на транспортный налог в размере 
50 % для грузовых автомобилей и автобусов, работающих на природном газе.

Комментарий

Сергей ДУБОВЕЦ, член общественного совета при департаменте дорожного хозяйства и транспорта Югры:

– Вопросы развития транспортного комплекса Югры всегда обсуждаются на общественном совете. Достигнутые на сегодняшний день регионом показатели говорят о том, что мы движемся в правильном направлении. Считаем, что те меры, которые реализуются на данный момент, достаточны. Представленные департаментом данные говорят о том, что качество воздуха улучшается, несмотря на то что уровень автомобилизации в нашем регионе один из самых высоких в стране.

 
По теме
Югорчанка обвиняется в мошенничестве, совершенном в крупном размере Виктория Терина Жительница Югорска предстанет перед судом за кражу бюджетных денег Фото: Татьяна Коркина Перед судом предстанет жительница Югорска,
Двое жителей Нижневартовска стали фигурантами уголовных дел о подделке документов Виктория Терина В Нижневартовске у двоих водителей обнаружили поддельные права и завели на них уголовные дела Фото:
21.03.2024 постановлен приговор по уголовному делу в отношении жителя г. Советский за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст.
Мужчина находился на грани жизни и смерти, но медики смогли оказать ему необходимую помощь Виктория Терина Фото: Сургутская скорая помощь Медики скорой помощи Сургута спасли мужчину с инфарктом.
Военнослужащие и сотрудники Управления Росгвардии по ХМАО – Югре совместно с коллегами из регионального УМВД России обеспечили безопасность проведения XXII Международного фестиваля кинодебютов «Дух огня»,
Подростку из Нижневартовска грозит до 5 лет лишения свободы за ложное сообщение об акте терроризма Виктория Терина В Нижневартовске 16-летний подросток пойдет под суд за ложное сообщение о взрывчатке в школе Фото:
Заместитель прокурора Югры посетил УФИЦ и ЛИУ-17 - УФСИН Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Андрей Горобченко в сопровождении заместителя начальника УФСИН Андрея Гнетнева, врио начальника ЛИУ-17 Дмитрия Нефедова,
УФСИН
Летит, летит по небу клин усталый... - Газета Варта Автор: Вероника Саитова Вероника Саитова Нижневартовск присоединился к Всероссийской акции «Летят журавли» в память о жертвах чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле» в Подмосковье.
Газета Варта
new_20240328_2.jpg - Окружная больница В Нижневартовске прошла третья Междисциплинарная межрегиональная научно-практическая конференция «Акушерские аспекты коморбидной патологии: векторы развития перинатальной медицины»,
Окружная больница
Спектакль далёк от хрестоматии - Газета Варта Автор: Ирина Черепанова Нижневартовский драматический театр. Сегодня и завтра в драматическом театре Нижневартовска премьера «Пиковой дамы» по А.С.Пушкину.
Газета Варта
Победа одна, а подвигов много - СурГПУ В СурГПУ открылась выставка, посвященная ВОВ Великая отечественная война – одна из самых важных вех в истории нашего государства: это время, которое наложило отпечаток на всю страну.
СурГПУ