Сургут с персональной выставкой картин «Энергетический реализм» посетил народный артист Лев Прыгунов. Как признается сам актер, он не старается позиционировать себя как художник. Но при этом имеет хорошую репутацию среди живописцев России, а его картины неплохо продаются на Западе. Особенно их любят русские эмигранты. Выставка будет работать до 18 марта в Сургутском художественном музее, горожане могут увидеть 49 картин. «Сургутская трибуна» встретилась со Львом Прыгуновым, чтобы узнать, какие обстоятельства привели его в мир искусства и почему он не стал биологом, как планировал.
Лев Георгиевич, вы учились рисовать на протяжении всей своей жизни. Кто привел вас в мир живописи?
Все началось еще в 1948 году. Сначала я рисовал со своими племянницами, которые по стечению обстоятельств оказались старше меня. Потом, когда учился в школе, узнал, что какой-то парень ходит к учительнице рисования и за 10 рублей в месяц она его обучает. Мама мне тоже стала давать 10 рублей на уроки. Учительница с нами занималась год. Мы долго рисовали натюрморты, потом пейзажи. И вот перед тем, как начать учиться рисовать портреты, она пришла к нам и сказала, что ее эвакуация в Казахстан закончилась, и она возвращается в Москву. Я и потом пытался учиться, брал уроки у других художников. Но никто не учил меня так хорошо, как она.
Почему стали актером, а не художником?
- Изначально я поступил на биологический факультет педагогического института. Можно было пойти сразу в университет, но там надо было учиться на год больше. А мне хотелось поскорее приступить к практике. Кроме того, мой отец был отличным биологом. Я другого для себя пути не думал. Но когда попал в вуз, то мне стало скучно. Ведь я почти все знал. И как-то раз я случайно оказался в зале, где филологи ставили спектакль. А я был наглый и бросил им какую-то реплику. Они меня выгнали из зала, но запомнили. За два дня до премьеры спектакля один из актеров заболел, и филологи меня нашли. Я слова выучил, а на сцене что хотел, то и делал. И им понравилась моя импровизация. В следующем спектакле мне дали главную роль, которую я и загубил. Я понял, что самодеятельность – это катастрофа. Но к тому моменту я уже заболел актерством. Позже встал вопрос, в какое театральное училище поступать: ехать в Москву или Ленинград. И на мой выбор вновь повлияла живопись. Сестра работала в библиотеке и делала мне пропуск в запрещенные залы. Там я смотрел альбомы французских импрессионистов. И когда узнал, что в Эрмитаже есть третий этаж с этими художниками, то понял, что мне надо ехать учиться в Ленинград. Там своя культура. Знаете, я фантастически счастливый человек. У меня не было ни секунды в жизни, чтобы я чем-то не был «заражен». Когда я приехал в Ленинград, то почти сразу подружился с художниками и ходил к ним на лекции. И даже потом, когда переехал в Москву, сразу знакомился с самыми подпольными художниками.
Вы достаточно востребованный актер. Как вы находили время, чтобы рисовать?
- Совмещать эти две стези я начал после 1972 года. Тогда я был в Вильнюсе на съемках картины «Петр Рябинкин», и у нас было много свободного времени. В один из выходных дней я купил бумагу и карандаши и просто пошел рисовать местный храм. Когда декоратор фильма увидел мой рисунок, то позвал рисовать с ним по утрам. Рисовал акварелью, темпером и привез больше 100 рисунков домой. И до сих пор, глядя на некоторые из них, мне кажется, что я никогда больше так не напишу. Когда приехал в Москву, то дал себе 10 лет, чтобы научиться рисовать. И в 1981 году у меня была первая выставка в кинотеатре «Ударник». Где-то даже у меня был документ от директора кинотеатра, в котором было написано, что выставку художника Льва Прыгунова за три месяца посмотрели 350 тысяч человек. Он просто посчитал количество проданных билетов в кинотеатр, в фойе которого висели мои картины.
Это придало вам уверенности?
- Уверенность пришла позже. Когда один мой друг из Америки приехал во время перестройки и предложил продать всю выставку в США. В 1989 году я увез 12 картин. А в Америке были очень распространены домашние выставки. В первый день же у меня купили шесть картин. В следующем году мы с женой поехали в Англию и полгода жили только за счет дохода от продажи моих картин. У меня покупали прямо с рук. Мы оказались там в о время, когда была мода на русских художников. И вот именно те поездки придали мне уверенности.
А сейчас продаете картины?
- Да.
Мне хватит 500 тысяч рублей, чтобы купить одну из них?
- Пятьсот, думаю, хватит. Цену, как правило, я сам назначаю.
Вам трудно расставаться с картинами?
- Нет. Я профессионал. Меня даже отучили дарить картины. Люди их не ценят, когда даришь. Передаривают, теряют, а потом просят еще.
Правда, что вы увлечены восточной философией?
- Да. И я убежден, что в одной из прошлых жизней был китайцем. Я верю в реинкарнацию. Сначала я занимался южным буддизмом. Потом меня увлекли махаяны – основной буддизм. Потом ваджраяны – тибетский буддизм. Он также называется «алмазная повозка», там за одну жизнь можно добиться того, чтобы выйти в нирвану. Правда, согласно этому буддизму только 20 процентов попадают в нирвану. Остальные попадают в тантрический ад.
Ваша выставка называется «Энергетический реализм». Почему? Что оно отражает?
- Знаете, иногда во время работы наступает момент, когда я понимаю, что в каждый миллиметр вложил свою энергию. Мои любимые испанские художники, наверное, делали также. Я заканчиваю картину только тогда, когда она дает энергию. Вот вам пример. Валентин Гафт (Народный артист РСФСР.– Прим. авт.) не знал, что я рисую, я ведь не особо это рекламирую. Но когда он увидел мои картины, то очень удивился, сел посреди выставочного зала и сказал: «Да у тебя тут лечиться можно».
В ваших работах повторяются определенные образы: вороны, ласточки... Дадите этому пояснение?
- Есть мнение, что каждый художник пишет в своей жизни одну и ту же картину. Гении пишут по две-три. Пикассо писал три картины. Возможно, и я пишу свою картину.
«Сургутская трибуна» благодарит Сургутский художественный музей за помощь в организации интервью
Автор текста: Сургутская трибуна Никита СИЛИН Автор фото: Александр Онопа