Общественники пытаются разгадать тайну безымянной могилы

Фото: ugra-news.ru

В предыдущих публикациях окружной газеты («Слепой полет», 20 апреля, 11 мая и 1 июня) рассказывалось о безымянной могиле в районе бывшего гидропорта Ханты-Мансийска, в которой, по слухам, похоронены летчики, жертвы авиакатастрофы. Продолжается поиск свидетелей и документов, которые могли бы пролить свет на события, случившиеся несколько десятилетий назад...

Что ответил загс

За прошедшее после заседания время сотрудники филиала «Почты России» привели в порядок безымянную могилу. Успешным оказался поиск документов Службой по делам архивов Югры: в Москве в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) обнаружены материалы расследования, позволившие установить обстоятельства авиакатастрофы, произошедшей 11 февраля 1941 года вблизи юрт Тренькинских Самаровского района, о которой ничего не было известно на протяжении 76 лет. Тогда погибли летчик и шесть пассажиров, которые летели по маршруту Тюмень – Тобольск – Самарово – Салехард. Самолет принадлежал Обскому отдельному авиаотряду Гражданского воздушного флота, который базировался в Тюмени и выполнял регулярные рейсы в национальные округа.

В связи с вновь открывшимися обстоятельствами возникла версия, что в безымянной могиле в районе гидропорта могли быть похоронены жертвы февральской катастрофы 1941 года, так как документов о других авиапроисшествиях в этих местах в 40-е и 50-е годы не обнаружено. Но жительница Ханты-Мансийска Галина Хабурова, которая в детстве жила недалеко от этих мест, утверждает, что на памятнике было фото с изображением двух пилотов.

Таким образом, можно предположить, что в районе Ханты-Мансийска, помимо трагического происшествия с самолетом Гражданского воздушного флота, о котором стало известно из рассекреченных архивных документов, могла случиться катастрофа с самолетом другого ведомства. Возвращаясь к архивным материалам расследования катастрофы 11 февраля 1941 года, которые оказались в распоряжении редакции, следует отметить, что тела летчика Петра Чуканова и пассажира Кумского вывезли на самолете по месту их жительства – в Тюмень и Омск, о чем газета рассказала в публикации «Слепой полет» 11 мая 2017 года. При этом в материалах расследования катастрофы почему-то отсутствуют сведения о еще пяти погибших пассажирах – семье Кочегаровых (двое взрослых и двое маленьких детей) и гражданке Николаевой.

Консультант Службы по делам архивов Югры Ольга Спиридонова, которая активно включилась в поиск документов, проливающих свет на это трагическое происшествие, направила запрос в управление ЗАГС по автономному округу, чтобы выяснить: был ли документально зафиксирован факт гибели пассажиров самолета? Как следует из поступившего ответа, в отделе ЗАГС города Ханты-Мансийска имеется запись акта о смерти Николаевой Евдокии Федоровны, сделанная 18 февраля 1941 года. Указаны дата смерти – 11 февраля 1941 года – и причина:«погибла при аварии самолета Л-3374», а это как раз тот самолет, о котором рассказано выше. В документе также указано последнее место жительства Евдокии Николаевой: Ханты-Мансийск, Омская область, и возраст погибшей – 25 лет. Позже удалось выяснить, что работала Николаева секретарем в отделе милиции, в окружном центре жила с 1935 года.

Свидетельство о смерти было выдано 21 февраля 1941 года. Так что могила Евдокии Николаевой или на Южном кладбище на Самаровской горе, или в районе бывшего поселка Перековка, который располагался в северной части Ханты-Мансийска – точно выяснить не удалось, так как не сохранились кладбищенские документы.

«Каталина» или «Шаврушка»

Об остальных пассажирах рейса Л-3374, то есть о семье Кочегаровых, ничего неизвестно – данных в ЗАГСе не имеется, что вызывает удивление. Можно предположить, что семья направлялась в Салехард – именно туда летел самолет ПР-5. Так что же случилось после катастрофы? Где упокоились тела погибших? Сегодня это такая же загадка, как и другая: кто похоронен в безымянной могиле в районе гидропорта? Когда она вообще появилась? Сегодня в поиске ответов на эти вопросы, помимо журналистов, участвуют краеведы городского общества, опрашивая тех, кто когда-то работал здесь или жил рядом в поселке Рыбном.

Вот что рассказывают жители Ханты-Мансийска.

Владимир Павлович Бычков:

– Когда работал в гидропорту, у меня был начальник Геннадий Николаевич Вергунов. В начале 70-х годов строился новый аэропорт, и, как я помню, во время одного из субботников зашел разговор о безымянной могиле на Самаровской горе. Геннадий Николаевич рассказал, что здесь похоронены два пилота вроде бы почтового самолета. У него была такая конструкция: двигатель располагался сверху над кабиной. По его словам, самолет летел в сторону Оби, но не долетел, упал в районе Самарово. Но когда точно произошла авария, неизвестно. Помню, что в 70-е годы на памятнике не было фотографии. От жителей поселка Рыбного приходилось слышать, что там похоронены именно погибшие пилоты.

Мария Семеновна Кузнецова:

– В 1951 году я окончила Ленинградский метеорологический институт по специальности «синоптик». Нас всех распределили за Урал, сначала оказалась в Омске, а уже оттуда меня направили в Ханты-Мансийск, приехала я сюда в августе на пароходе «Калинин». Время было суровое, сталинское: куда направили, туда и надо было ехать. От сотрудников гидропорта слышала о катастрофе самолета, видела памятник со звездой, но детали происшедшего не знаю. У нас работала радисткой Мария Ивановна Черных, которая пришла в гидропорт в 1941 или 1942 году, она знала подробности. Авария случилась, скорее всего, в 40-е годы, если бы позже, я бы знала о ней, а так только слышала от коллег.

Давыд Яковлевич Иордан:

– В гидропорту я работал с 1968 года, слышал, что разбился самолет, летчиков похоронили в Самарово. Если говорят, что двигатель располагался наверху, то речь идет о самолетах «Каталина» или Ш-2, в народе этот самолет называли «шаврушка».

Виктор Николаевич Рязанов:

– Я поступил на работу в гидропорт в 1960 году. Однажды, спускаясь с горы, наткнулся на одинокую заброшенную могилу. Поинтересовался у работника аэропорта Василия Тимофеевича Кайгородова: что это за могила? Он ответил: на косе, которая раньше подходила к гидропорту, упал самолет. Летчики погибли, их похоронили на горе. Когда точно это произошло, Василий Тимофеевич не сказал.

Тамара Ивановна Кирьянчик :

– Мы жили в поселке Рыбном, там была одна улица, дома располагались в сторону горы и реки, где садились на воду самолеты. Как раз напротив аэропорта была песчаная коса. От взрослых мы, дети, слышали, что здесь упал самолет. Помню, что в этом районе было две могилы: в одной похоронили мать начальника гидропорта, а в другой – летчиков.

В домах вылетели стекла

Есть еще один свидетель, 79-летняя Лидия Васильевна Ботова, семья которой жила в поселке Рыбном рядом с гидропортом.

– Самолет упал на песчаной косе протоки Горной, – говорит Лидия Васильевна. – Предположительно, это случилось году в 1943-м или 1944-м. Я хорошо помню этот самолет, он лежал на косе, и, когда спадала вода, мы, дети, здесь играли. Самолет был небольшой, но когда падал, в домах поселка вылетели стекла – об этом мне родители рассказывали. Постепенно все оборудование самолета куда-то исчезло, может быть, гидропорт себе забрал. Обломки лежали несколько лет, но потом их не стало: часть смыло водой во время весеннего половодья, а часть растащили по домам жители поселка.

Теперь становится понятной причина появления могилы летчиков в гидропорту. Если трагедия действительно случилась в годы войны, то вывезти тела погибших было крайне сложно – слишком дорого обошлась бы государству эта операция, да еще при острой нехватке самолетов на внутренних линиях, когда все было подчинено фронту. Расследовала ли комиссия это происшествие? Об этом ничего неизвестно, но не исключено, что материалы о катастрофе хранятся в каком-нибудь ведомстве, чье задание выполняли погибшие летчики.

Мы попытались найти следы этой трагедии в городском ЗАГСе, где хранятся «Книги регистрации актов о смерти». Ни в одной из тех, которые удалось просмотреть, начиная с 1936-го и по 1950 год, гибель двух пилотов не зарегистрирована. Можно ли на этом основании утверждать, что вообще никакой аварии не было и что это всего лишь легенда, в которую поверили многие? Однозначно на этот вопрос не ответишь, если вспомнить о семье Кочегаровых, гибель которых тоже по какой-то причине не зарегистрирована в ЗАГСе.

Со слов Геннадия Николаевича Вергунова, на которого ссылается Владимир Бычков, известно, что самолет имел одну особенность: его двигатель располагался над кабиной. За консультацией редакция обратилась к редактору сайта, на котором размещается информация об авиакатастрофах и происшествиях в СССР, Дмитрию Ерцову – он уже оказывал нам помощь в поиске документов по авиакатастрофе 11 февраля 1941 года. Вот что он ответил:

– В те годы такая конструкция для «летающих лодок» была самой обычной. Вероятнее всего, речь идет о самолете Ш-2, который эксплуатировался в Гражданском воздушном флоте и в Полярной авиации Главсевморпути.

Дмитрий Ерцов дал ссылку, где можно найти информацию об этом самолете. Читаем: «Ш-2. Разработчик Шавров. Первый полет – 1930 год. Самолеты-амфибии Шаврова работали как почтово-пассажирские, санитарные, широко применялись в Арктике для ледовой разведки. Размер крыльев – 13 м, длина – 8,20 м, максимальная скорость – 139 км/ч, дальность – 1 300 км, взлетная масса – 937 кг».

Так что поиск продолжается. По мере продвижения к разгадке тайны северной авиации мы будем информировать об этом наших читателей.

Автор текста:  Новости Югры Валентина Патранова
 
По теме
В период с октября по ноябрь 2016 года неустановленное лицо, находясь на территории кладбища «Северное» в городе Ханты-Мансийске, совершило несколько поджогов памятников и могил.
11.06.2017
 
Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон) предусмотрена вып
18.06.2018
Хохряков: Мы ставим перед собой цель подойти к Единому дню голосования уже в обновленном и востребованном для наших избирателей виде - Единая Россия Сегодня Секретарь Ханты-Мансийского регионального отделения Партии «Единая Россия» Борис Хохряков принял участие в заседании Уральского межрегионального координационного совета «Единой России» Заседание,
18.06.2018
 
В столице округа пройдет Бал лучших выпускников Югры - ИД Новости Югры Завтра, 19 июня, в Ханты-Мансийске состоится Бал лучших выпускников Югры, на который съедутся 88 самых талантливых одиннадцатиклассников со всего округа вместе со своими родителями и педагогами.
18.06.2018
Традиционно, в преддверии Дня медицинского работника по всей стране отмечаются заслуги специалистов, которые внесли особый вклад в развитие системы здравоохранения .
18.06.2018
Об ответственности за жизни детей говорят постоянно. О том, как вести себя на дорогах и почему нельзя разговаривать с незнакомцами, к чему может привести неаккуратное обращение с огнём или электроприборами.
17.06.2018 Вестник
Как рассказали «Сургутской трибуне» в следственном комитете, ЧП случилось в апреле.
14.06.2018 газета Сургутская Трибуна
Наталья Комарова: «Самотлорские ночи» – состоявшийся бренд Югры /ФОТО/ - Администрация г. Нижневартовск С 15 по 17 июня Нижневартовск превратился в город-праздник. Торжественная церемония открытия 43-го фестиваля искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи» состоялась на центральном стадионе.
16.06.2018 Администрация г. Нижневартовск
VIII Югорская музейная биеннале - Музей Природы и Человека Всероссийский форум музейного искусства «VIII Югорская полевая музейная биеннале» пройдет в Ханты-Мансийске с 4 по 6 декабря 2018 года.
18.06.2018 Музей Природы и Человека
«Их подвиг останется в памяти нашей» - Музейно-выставочный центр   22 и 23 июня 2018 года музейно-выставочный центр ждет когалымчан для участия в конкурсе детских рисунков, посвященном Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
18.06.2018 Музейно-выставочный центр
Выбранное нефтяниками еще в восьмидесятые годы направление оказалось абсолютно правильным.
15.06.2018 Местное время
Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Закон) предусмотрена вып
18.06.2018 Администрация г. Нягани
Хохряков: Мы ставим перед собой цель подойти к Единому дню голосования уже в обновленном и востребованном для наших избирателей виде - Единая Россия Сегодня Секретарь Ханты-Мансийского регионального отделения Партии «Единая Россия» Борис Хохряков принял участие в заседании Уральского межрегионального координационного совета «Единой России» Заседание,
18.06.2018 Единая Россия
Накануне выходных дней сотрудники Авиалесоохраны Югры в лесах автономного округа потушили одно возгорание общей площадью один гектар.
18.06.2018 ИД Новости Югры
С 11 по 17 июня пожарно-спасательными подразделениями ликвидировано 29 пожаров и спасено материальных ценностей на сумму более 26 миллионов рублей.
18.06.2018 МЧС