Ирина Урванцева – заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, главный внештатный специалист по кардиологии департамента здравоохранения Югры, член Экспертного совета по кардиологии Минздрава РФ. У руля Окружного кардиологического диспансера «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии» она уже семь лет. За это время учреждение реализовало десятки проектов по профилактике заболеваний сердца и их раннему выявлению. В интервью «Сургутской трибуне» Ирина Урванцева рассказала о том, как Окружной кардиоцентр планирует заботиться о сердечном благополучии жителей, почему медицина стала делом всей ее жизни и какие проблемы она хочет решить, пройдя предварительное голосование «Единой России».
- В минувшую субботу у вас прошла очередная профилактическая акция. Людей было очень много. Проект «Красное платье» оказался очень востребованным. С чего он начался?
- В 2004 году Всемирная организация здравоохранения инициировала проект «Оденься в красное», а уже в 2011 году к нему присоединилось Российское кардиологическое общество. Изначально акции проводились в виде флешмобов. Известные в мире спорта, искусства, кино женщины, облаченные в красные платья - символ тревоги и заботы о сердце, обращались к россиянам с личным призывом задуматься о состоянии здоровья своего сердца. В Югре акция «Красное платье» стартовала в апреле 2017 года.
- И надо отметить, что вы не просто информируете население…
- В рамках объявленного губернатором Натальей Комаровой Года здоровья в Югре мы полностью изменили формат и планируем сделать этот проект системным, масштабным, включающим целый комплекс мероприятий.
Но вы правы, наш проект уже сейчас имеет много отличий. Сначала появилась мобильная выставка с участницами проекта. Среди них — Галина Резяпова, Вера Панасевич, Галина Галимова… Каждая приводит цитату о сердце, о здоровье. Разработана атрибутика (красные галстуки и платки), логотип, созданный нашей медсестрой. Организован выпуск брошюры с рекомендациями, и главное – мы проводим акции по типу Дня открытых дверей. Это реальная возможность для людей, которые обычно очень заняты на работе, присматривают за внуками, проводят все свое время на даче, прийти и уделить своему здоровью час-полтора в выходной день. Без талонов и направлений сдать кровь и узнать свой уровень холестерина и глюкозы в крови, определить артериальное давление, индекс массы тела, побывать в Школе здоровья. Организован прием кардиолога, который проводит осмотр и по шкале «Евроскор» определяет степень риска заболевания и выдает пациенту флаер определенного цвета. В экстренных случаях пациент направляется на кардиохирургическое лечение.
Новый тренд: женщина заботится о здоровье мужа
- Вы говорили о разработке отдельных направлений в рамках проекта.
- Да. К примеру, мы начали реализацию нового подпроекта «Красное платье» - молодоженам». 8 июля, в День семьи, любви и верности, я поздравила 12 пар новобрачных и вручила им сертификаты «Сердечное здоровье», по которым они могут пройти в нашем кардиоцентре диагностику. Молодым супругам рекомендуем беречь не только любовь и уважение друг к другу, но и здоровье. И в первую очередь об этом должна заботиться женщина – хранительница очага. В этом заключается главная идея проекта, ведь практически во всем мире, и в России особенно, все всегда держалось и держится на женщинах. Мы стремимся создать новый тренд во взаимоотношениях в семье: женщина берет на себя заботу о здоровье мужа. Хочется верить, что через несколько лет уровень смертности от болезней системы кровообращения среди мужчин будет значительно снижен. Пока статистика очень тревожная - в Югре мужчины умирают от ишемической болезни сердца в восемь раз чаще, чем женщины. Причем каждый второй – трудоспособного возраста.
- Ваше медицинское учреждение стало первым, где были введены стандарты качества оказания медпомощи и организации труда. Насколько они помогают в работе?
- Это требование времени: чтобы развиваться, необходимо каждый день делать шаг в направлении к своей цели. Есть три главных постулата при оказании медпомощи – она должна быть доступной, качественной и должна быть преемственность между лечебными учреждениями в дальнейшем ведении пациента. Это составляющие менеджмента и стандарта качества. И преемственность – это как раз взаимодействие с нашими коллегами из других медицинских организаций: семинары, конференции, консилиумы. У нас создана мощная организационно-методическая поддержка для коллег, организованы три консультативно-дистанционных пункта, которые работают 24 часа в сутки. Наши специалисты могут дать консультацию в любое время дня и ночи по ведению пациентов с острым инфарктом миокарда, другими патологиями.
Четвертое направление – это пациентоориентированность. Мы живем в XXI веке, где достаточно высокие требования не только к качеству оказания медпомощи, но и к тем условиям, в которых она предоставляяется. В ОКД разработан кодекс корпоративной этики, с которым знакомятся все новые сотрудники, они обязаны придерживаться правил, которые приняты в коллективе: от дресс-кода до уважительного отношения к пациенту и коллегам, соблюдения субординации. Могу отметить, что качество предоставляемой медицинской помощи и сервисный подход к пациентам являются основными отличительными особенностями Центра.
В ОКД, помимо всего вышеперечисленного, разработана концепция социальной политики. Благодаря нашим спортсменам-врачам команду ОКД третий год подряд признают абсолютным лидером спартакиады среди работников здравоохранения Сургута и Сургутского района, где участвуют еще 15 лечебных организаций. При поддержке заместителя председателя Тюменской областной думы Галины Резяповой в Центре организован тренажерный зал для сотрудников. У нас разработана внутренняя система поощрения, внедрили высшую награду - почетный знак «За особый вклад в развитие кардиоцентра». Он вручается людям, которые трудятся в Центре много лет и являются примером для других сотрудников.
Кредо: реагировать на самую незначительную жалобу
- Ваши пациенты высоко оценивают работу Центра, жалоб практически нет. Каким образом получается добиться этого?
- Постучим по дереву! ( смеется ). Да, действительно, удовлетворенность медицинской помощью у нас составляет 98%. Этот высокий показатель - результат невидимой на первый взгляд, большой работы в системе менеджмента. Мы регулярно анкетируем пациентов и разбираем на еженедельных планерках все поступившие обращения граждан. Мое кредо как руководителя – реагировать на самую незначительную жалобу и незамедлительно принимать меры. Добиться высокого качества работы большого коллектива можно только благодаря уважительному отношению к каждому сотруднику и созданию комфортных условий труда.
- Вы прошли большой путь от медсестры до главврача крупнейшего медицинского центра Югры. Можно говорить о том, что кардиодиспансер для вас – дело всей жизни?
- Для меня медицина в целом – дело всей жизни, и, конечно же, кардиодиспансер. А я ведь случайно стала кардиологом. После окончания института моим первым наставником стала заведующая терапевтическим отделением Галина Александровна Федун. Помню, она однажды сказала: «Будешь знать кардиологию – будешь знать все». Действительно, медицина в целом и моя специализация в частности требуют постоянного самосовершенствования, образования. Есть в этой профессии и сентиментальная составляющая. Ведь сердце – это не просто орган, который обеспечивает работу нашего организма, это еще и душа, чувства, эмоции. Сердечные болезни побеждают сердечные люди.
- Вы подняли Центр на очень высокий уровень. А есть ли вам сегодня куда стремиться?
- В начале трудового пути я работала в кардиоцентре с Галиной Ивановной Лаврентьевой – первым главным врачом тогда еще ОКДЦ. Именно она стояла у истоков создания кардиохирургической службы в Сургуте. Когда изменились подходы в лечении острого инфаркта миокарда, был разработан проект «Югракор» как система оказания медицинской помощи больным с ишемической болезнью сердца. Я как главный кардиолог департамента здравоохранения округа также принимала участие в разработке этого проекта. Позже в ОКД были открыты отделения кардиологии, расширился коечный фонд реанимации.
Сегодня в Центре налажен полный комплекс лечебно-диагностической помощи, развиваются технологии ранней реабилитации кардиобольных. Но на достигнутом останавливаться мы не планируем. ( улыбается ). Возникает явная потребность в создании полноценного реабилитационного блока. Это и есть та самая задача, которую необходимо реализовать в перспективе.
Улучшать жизнь для других
- Практически во всех проектах кардиоцентра вы участвуете сами. Для вас так важно личное участие?
- Врач – профессия многофункциональная. Он не только ставит диагноз, назначает лечение, он обязан вести просветительскую работу среди населения. Сердечно-сосудистые заболевания занимают сегодня первое место среди причин смертности в России. В Югре этот показатель самый низкий по РФ. Современная медицина достигла значительных успехов в диагностике сердечно-сосудистых заболеваний на ранней стадии. Но как кардиолог считаю, что есть куда стремиться. «Красное платье» – один из инструментов для сохранения здоровья и предупреждения сердечных катастроф. Как человек активный, я принимаю в этом проекте самое непосредственное участие. Я вообще думаю, что человек полноценно живет только тогда, когда у него есть идеи, планы, реализовав которые, он улучшит жизнь не только для себя, но и для других...
- Вероятно, поэтому вы решились попробовать свои силы на политическом поприще?
- Для меня это направление новое. Я уже много лет являюсь членом партии и политсовета «Единой России», курирую партийный проект «Здоровое сердце», но о депутатской деятельности я стала задумываться недавно. Сургут – родной для меня город, со своими особенностями и проблемами. Наверное, каждый из нас видит его недостатки и достоинства, но не каждый готов находить пути решения для изменения ситуации. Участие в предварительном голосовании – это возможность реально оценить свои силы, узнать конкретные проблемы территории, выслушать предложения, чтобы в будущем попытаться их реализовать.
- Вы очень уверенно победили в предварительном голосовании. Вас знают люди и вам доверяют. С какими проблемами к вам уже обращались и какие первоочередные задачи вы выделили для себя?
- Первое – доступность первичной медицинской помощи. Это не только возможность записаться на прием к нужному доктору, но и лекарственное обеспечение, транспортная инфраструктура.
Второе – забота о пожилых людях. Они строили Сургут, Югру, внесли огромный вклад в развитие региона. Они достойны уважения и внимания. Для этой категории населения следует разработать дополнительные программы диспансеризации.
Третье - изменить отношение общества к своему здоровью. Неслучайно основной акцент нашего проекта сделан на формировании новой идеологии югорчан в отношении собственного здоровья. В настоящее время необходимо менять подходы к первичной профилактике и предлагать креативные проекты, нестандартные решения. Кардиоцентр демонстрирует свое видение в решении этой задачи. Мы находим поддержку у городских властей в реализации наших проектов, это придает уверенность, что общими усилиями мы сможем добиться желаемых результатов.
- Как отнеслась семья к вашему решению пойти в политику?
- В семье я нашла абсолютное понимание. Возможно, не последнюю роль здесь сыграло то, что я на протяжении многих лет занимаю руководящую должность и среди моих родных и близких сложился некий стереотип, определенные взаимоотношения в семье. Для меня их поддержка очень важна, ведь по сути своей человек живет всю жизнь в семье и ради семьи.
Вадим Шувалов, глава Сургута:
- Совсем недавно Окружной кардиологический диспансер отметил свое 22-летие. Считаю, что в стенах этого учреждения трудится особенный, уникальный коллектив, люди «сердечной профессии», очень неравнодушные к своему делу. А возглавляет эту сплоченную команду главный врач ОКД, кавалер почетного знака «За заслуги перед Сургутом», заслуженный врач России Ирина Александровна Урванцева. Кстати, в этом году она была удостоена звания «Лучший руководитель медицинской организации» на Всероссийском конкурсе врачей Отдельных слов благодарности заслуживает инициатива работников ОКД «Красное платье». Эта акция объединила всех, кто неравнодушен к себе и своим близким! Сотни сургутян приходят в кардиодиспансер, чтобы проверить свое сердечное здоровье. Считаю, что у проекта «Красное платье» большое будущее!
Галина Резяпова, зампредседателя Тюменской областной думы:
- Ирина Александровна относится к тому типу современных руководителей, которые при любой "погоде" ясно видят цель, знают путь до нее, а главное - собирают по пути целую команду единомышленников, таких же увлеченных и отвечающих за каждое сказанное слово, как и она сама При этом горизонт целей у этой команды все время расширяется: достигли одну, тут же начинают движение к другой. Вероятно поэтому, только - только достроив, оснастив по последнему слову и подготовив к эксплуатации реанимационный корпус, главный врач уже поднимает на самом высоком уровне: совещании у Губернатора,- вопрос о строительстве корпуса восстановительного лечения. И я знаю, что у Ирины Александровны и это тоже получится.
Вера Панасевич, Герой Социалистического Труда, Почетный житель Югры и Сургута:
- Сложно переоценить значение профилактического движения, которое инициировал Окружной кардиологический диспансер под руководством Ирины Александровны. Сегодня сердечно-сосудистые заболевания представляют наиболее острую проблему современной медицины, ведь смертность от патологии сердца и сосудов вышла на первое место. И наши мужчины подвержены этим заболеваниям в большей степени. Мне понятна и близка концепция проекта, которая отводит ключевую роль женщине в решении этой актуальной задачи. Я поддерживаю решение Ирины Александровны пойти в политику. Я знаю ее много лет как очень ответственного и талантливого руководителя, отзывчивого, чуткого, душевно щедрого человека с активной жизненной позицией. Уверена, она принесет немало пользы городу и его жителям
Валерий Ромашкин, заместитель главного врача ОКД по медицинской части:
- Ирина Александровна - истинный современный топ-менеджер. Зная тонкости управления большим коллективом, являясь абсолютным профессионалом и фанатом в той области медицины, которую возглавляет,она, кроме богатого опыта и знаний, обладает исключительным качеством - интуицией. Ирина Александровна прогнозирует развитие событий на несколько лет вперед. Это касается и образования специалистов ОКД, и внедрения новых методик, и грамотного управления финансами. Она не сторонний наблюдатель, а активный участник рабочего процесса. Ирина Александровна держит на ежедневном личном контроле количество пациентов, проступивших в стационар, состояние тяжелобольных, регулярно участвует в медицинских обходах, понимая, что за цифрами и показателями стоят жизни и судьбы людей
Нэля Гойнова, председатель первичной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ Окружного кардиодиспансера:
- Ирина Александровна всегда меня учит - успех любого дела зависит от его правильного планирования. Поэтому, несмотря на колоссальную занятость, наш руководитель старается участвовать в обсуждении всех мероприятий, которые проходят в Центре. Конкурс диетических блюд и поделок ко Дню сердца, посадка «Сердечного сада» на территории кардиодиспансера, фотовыставки, вручение памятных знаков отличившимся работникам – идейным вдохновителем всех корпоративных мероприятий является Ирина Александровна. По ее инициативе много лет в ОКД существует традиция – мы организуем мобильные бригады Дедов Морозов и Снегурочек и в канун Нового года приезжаем с подарками к детям сотрудников. Главный врач лично поздравляет с юбилеем каждого работника, вне зависимости от его должности. И что особенно важно - Ирина Александровна искренне заинтересована в непрерывном образовании специалистов. Целая плеяда старших медицинских сестер отделений сегодня имеет высшее сестринское образование благодаря поддержке главного врача
Автор текста: Сургутская трибуна Владимир Меркушев Автор фото: Рамиль Нуриев