В СМДТ возобновляют показ "Жутко трогательных сценок про любовь"

В СМДТ возобновляют показ "Жутко трогательных сценок про любовь"
Фото: ugra-news.ru

Не прошло и пяти лет! После длительного перерыва афиши Сургутского музыкально-драматического театра вновь завлекают на комедию «Жутко трогательные сценки про любовь», 29 и 30 сентября. Литовский режиссер Линас Зайкаускас, друг нашего драмтеатра, вернулся в Сургут, чтобы возродить два спектакля – «Женитьбу» по Николаю Гоголю и «Жутко трогательные сценки про любовь» по мотивам чеховских рассказов. Премьера последней постановки в свое время вызвала бурю зрительских эмоций, причем – не только восторженных. Спустя три года «Сургутская трибуна» вновь побеседовала с литовским режиссером, чтобы узнать, как изменились спектакли, почему Чехов – любимый писатель Зайкаускаса и в чем, по его мнению, миссия театра.

Театр, умеющий дружить

Линас, спустя три года вы снова в Сургуте. Насколько я знаю, ваша дружба с СМДТ уже перешагнула десятилетний рубеж...

– Да, это так. Я понимаю, о чем вы хотите спросить: не скучно ли мне возвращаться в один и тот же театр? Отвечу. Не скучно. Меня в Сургуте встречают очень тепло и по-семейному. За окном дождь: мне принесли зонт, чтобы я не промок. А на столе у меня – борщ, фаршированный кабачок, – это главный администратор СМДТ приготовила дома еду и бережно ее упаковала для меня. Понимаете, это такие мелочи, из которых складывается отношение к человеку. Ну а главное – работать с Сургутским музыкально-драматическим театром (я сейчас имею в виду творческий коллектив) очень легко. Я приехал возобновить сразу два своих спектакля – их продолжительное время не играли, обновился актерский состав театра. Так вот, художественный руководитель СМДТ Владимир Матийченко до моего приезда проделал колоссальную предварительную работу, введя в постановку новых актрис. Это ценно, поскольку редко в каком театре худрук берется за восстановление спектакля другого режиссера. Это как переписывать текст с бумажки: слова те же, а вот почерк уже совершенно иной.

То есть обновленная «Женитьба» отмечена изменениями в режиссерском подходе?

– Удивительное дело, но здесь мы с Владимиром совпали в почерке ( смеется ). Это меня потрясло и приятно удивило. Такой подход говорит о бережном отношении к работе другого режиссера.

Сургут – культурный город

Вам обоим близки темы, которые поднимаются в спектаклях?

– Вопрос не в темах. Бывает, что спектакль, поставленный на извечную и излюбленную режиссерами тему, просто не идет! Это зависит от многих факторов: от современных реалий, режиссерского ракурса, вкусов местной публики, кстати. Российский театр, к примеру, имеет большой успех в Канаде, США и Италии, но не пользуется такой популярностью в Германии и северной Франции.

Со вкусом у сургутского зрителя все в порядке, как вам кажется?

– Думаю, да. 17 лет назад, когда театр только открывался, о переполненных залах говорить не приходилось. Сейчас я был на двух показах «Женитьбы» и видел аншлаги. Владимир Матийченко как худрук театра, как режиссер прививает местному зрителю этот вкус, воспитывая актеров в правильных традициях, выбирая интересный материал, ставя на сцене очень качественные вещи.

Кстати, об актерах. И в «Жутко трогательных сценках…», и в «Женитьбе» актерский состав во многом обновился. Как вам работается с новыми актерами?

– Надо сказать, спектакль, поставленный повторно и с другими актерами, можно считать абсолютно новой работой. Географически условия те же, а вот люди уже другие, и осваивают материал, переживают на сцене они уже по-своему. В Сургутском драмтеатре очень трудоспособные ребята, они репетируют до тех пор, пока не будет получаться так, как требует режиссер.

«Болезнь нужно лечить!»

Показы «Жутко трогательных сценок про любовь» в свое время прошли в Сургуте весьма громко. Кто-то восторгался, а некоторые критиковали, причем очень жестко. В этот раз, возрождая спектакль, вы учли замечания сургутских зрителей?

– Нет, ничего я не менял, а поставил ровно то, что ставил в прошлый раз, и это моя принципиальная позиция. Критики, касающейся искусства, не было. А была исключительно идейная нестыковка с моими взглядами. Мне говорили о том, что нельзя так гипертрофированно показывать пьянство на сцене, тем более в спектакле по Чехову. Но подождите – когда проблема существует, мы должны о ней говорить. Это можно сравнить с болезнью. Рано или поздно, но человеку придется обратиться к врачу, иначе недуг его просто погубит. Если мы показываем алкоголизм как ужас бытия, то мы реагируем на проблему, заостряем ее. Если по сургутским улицам бегал парень с ножом и резал всех, кто попадался на его пути, то проблема ведь в чем-то кроется, нельзя ее замалчивать. Понимаете, о чем я говорю?.. Театр создан не только для того, чтобы развлекать!

Я понимаю. Но вам указывали на гипертрофированность и сарказм, с которыми вы заявляли о проблеме: мол, такая подача материала идет вразрез с чеховскими традициями…

– Вообще, Чехов – один из моих любимых писателей. Он никогда не говорит, что должно быть только так, а не иначе (как это происходит, к примеру, у Островского). У Чехова в текстах можно найти массу недосказанностей, намеков. Отсюда широкое пространство для реализации оригинального режиссерского видения.

Хотя Чехов – писатель очень жесткий, даже безжалостно жесткий, как настоящий доктор. Многие спорят, например, почему «Чайка» – это комедия? Скорее всего, там действительно ничего комичного, а как раз жуткий сарказм и гротеск. И если поставить Чехова таким, каким он действительно передавал свои мысли, то он будет пожестче Гоголя! Мне кажется, что в «Жутко трогательных сценках…» я немного приближаюсь к этому  (смеется) . Потому много людей, идейно не согласных со мной.

У вас несколько спектаклей, поставленных в СМДТ. А любимые есть?

– Сложный вопрос. Это как с детьми. Один – и талантливый, и послушный, а второй – хулиган. Но, тем не менее, всех их любишь одинаково. С другой стороны, я за долгие годы старался ко всем своим постановкам относиться настолько критично, чтобы слово «любимый» вообще не звучало. Почему? Да потому что когда начинаешь любить свои творения, то перестаешь развиваться. Я больше склонен себя критиковать, нежели восторгаться.

Автор текста:  Сургутская трибуна Ольга Прядоха Автор фото:  Рамиль Нуриев
 
По теме
Правила поведения на льду - Междуреченский городской округ Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей, и рыбаки,
Междуреченский городской округ
Лаборатория Центра профессиональной патологии открыла свои двери - Центр профессиональной патологии Лаборатория Центра профессиональной патологии открыла свои двери Ученики 10 класса химико-биологического профиля школы №1 побывали на увлекательной экскурсии в клинико-диагностической лаборатории центра лабораторной диагностики.
Центр профессиональной патологии
Татьяне Вахрушевой – 95 лет! - Администрация г. Мегиона Сегодня 95 летний юбилей в кругу семьи отмечает ветеран Великой Отечественной войны, труженица тыла Тамара Игнатьевна Вахрушева.
Администрация г. Мегиона
РУБРИКА КВЦ РУССКОГО МУЗЕЯ - Музейно-выставочный центр    Сегодня в постоянной рубрике Культурно-выставочного центра Русского музея мы расскажем о Борисе Михайловиче Кустодиеве (1878 – 1927) и его картине «Групповой портрет семьи Шварц»,
Музейно-выставочный центр
РУБРИКА "ФОКУС: ИСТОРИЯ В ЦЕНТРЕ" - Музейно-выставочный центр    Сегодня в нашей рубрике «Фокус: история в центре» на вопросы ответила когалымчанка  Ирина Анатольевна Шаповалова , которая живет в городе уже около 30 лет и с радостью готова ответить на интересующие нас вопросы.
Музейно-выставочный центр