Как просто сейчас купить билет на самолет и улететь из нашего северного города прямым рейсом в теплые страны. Да хоть куда лети – воздушная гавань Сургута дает сегодня такую возможность. Даже сложно представить, что некогда пассажирских рейсов в наш город и вовсе не было, соответственно - не было и аэропорта.
Освоение неба
Небольшой обский полуостров, известный сейчас как Нулевой причал, стал отправной точкой не только освоения нефтегазовой целины, но и несколькими десятилетиями ранее сургутского неба. Известно, что в феврале 1931 года на этом полуострове была расчищена от снега небольшая площадка. На нее приземлился первый самолет У-2, не предназначенный для пассажирских перевозок. В тот год было совершено всего несколько рейсов, и каждый из них стал огромным событием для сургутян. Спустя четыре года, в марте 1935 года, был совершен первый авиарейс Сургут - Самарово (Ханты-Мансийск). До 1938 года взлетно-посадочная полоса входила в состав Главного управления Северного морского пути, а затем была передана в ведение Аэрофлота. За этот период было выполнено 109 вылетов, перевезено 125 пассажиров, 115 кг багажа и 210 кг почты.
Известно, что после Великой Отечественной войны взлетно-посадочная полоса для приема пассажирских самолетов находилась у промкомбината и райбольницы. Сейчас на этом месте, в районе улицы Республики, стоит здание Налоговой инспекции по Сургутскому району, чуть поодаль, в сквере, – малоэтажные здания. В одном из них располагается дом отдыха «Онсен».
Связующий мост
В годы нефтегазового освоения территории Сургутского района авиация являлась его связующим мостом с «большой землей». Тогда, в начале 1950-х годов, «аэродром» перебазировали на участок, где сегодня расположена школа №4, что на улице Федорова, 6. В небольшом административном здании размещались радиостанция, метеостанция, комната отдыха летного состава и кабинет начальника, бывшего военного летчика И.К.Шагунова. Во второй половине здания жили работники аэропорта. В 1955 году на летном поле Сургута стали базироваться два самолета По-2. Они проводили гравиметрические съемки по разведыванию нефти, а также доставляли свежую рыбу с рыбоучастков для рыбоконсервного комбината. Позже стали приземлятся самолеты Ан-2, выполнявшие задания геологов и сейсморазведчиков. Рассчитанные на 10-12 пассажиров, именно эти самолеты открыли первые регулярные рейсы в Тюмень. Полет длился пять часов.
В 1960 году для расширяющегося аэропорта отвели новый земельный участок площадью 32 га в районе черномысовской сельхозартели «Ленинский путь», поскольку он был непригоден для полеводческих работ из-за песчаной почвы. В 1963 году на нем размещался аэродром размером 1600×120 метров, моторная электростанция, обеспечивающая связь, два бензосклада, помещение водохранилища, двухквартирный, четырехквартирный и два одноквартирных дома. По воспоминаниям ветерана авиации В.Г.Надеина, деревянное здание аэропорта отапливалось не полностью. Из Сургутского рыбокомбината в аэропорт были направлены подсобные работницы. Они пилили дрова, топили печи, кнопками прикрепляли обои к бревнам, чтобы придать хоть какой-то жилой вид комнатам диспетчера и метеоролога. К слову, служебные помещения авиаторов располагались на том месте, где сейчас проходит Комсомольский проспект. Там и сейчас, облагороженное современными строительными материалами, находится здание бывшего аэровокзала, под адресным номером 24. Оно теперь кажется крошечным средь окружающих его многоэтажек.
На службе у первопроходцев
18 августа 1964 года был издан приказ Уральского управления гражданской авиации о создании Сургутского авиационного предприятия. Одно из главных мест в его работе занимал отдел по специальному применению авиации. Большой вклад в эффективную организацию деятельности этого отдела внес его первый руководитель, бывший штурман В.Милицин. Затем отдел возглавил П.М.Конкин. Экипажи вертолетов Ми-1 и Ми-4 и самолета Ан-2 выполняли заявки геологов, рыбаков, геофизиков, связистов и медиков. Основными заказчиками были Ханты-Мансийский геофизический трест, Уральская база авиационной охраны лесов, санавиация, узел связи, НПУ «Сургутское», Усть-Балыкская и Сургутская нефтеразведочные экспедиции. В условиях бездорожья услугами авиапредприятия пользовались все организации, занятые на освоении нефтяных и газовых богатств Среднего Приобья.
Применение самолетов и вертолетов тяжелого класса потребовало значительного расширения Сургутского аэропорта. Ответственным за осуществление этих работ был назначен заместитель начальника Сургутской геологоразведочной экспедиции Н.И.Чебан. За организацию работ отвечал начальник аэропорта Бурковский и инструктор парткома Трофимов. Вместе с геологоразведочной экспедицией работы вели НПУ «Сургутнефть» и девятое строительное управление.
В 1967 году взлетно-посадочную полосу удалось удлинить до 2600 метров, построить кирпичное здание, дальнюю приводную радиостанцию, стартовый командный пункт полезной площадью 60 кв. метров. Аэропорт получил возможность принимать самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-24, вертолеты Ми-6 и Ми-8. Однако при взлете турбовинтовых машин все поле и близлежащую территорию города затягивало тучей пыли и песка. Из-за этого выходило из строя оборудование и двигатели самолетов. Кроме того вскоре стало очевидным, что у аэропорта нет перспективы развития, так как он оказался в черте будущей городской застройки.
Первоклассный аэропорт
11 декабря 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О строительстве Сургутского аэропорта». Ленинградский проектный институт ГВФ подготовил проектную документацию на его строительство в 13 км севернее города. Оно было поручено вновь созданной спецколонне №53 треста «Тюменьдорстрой» во главе с Ж.Г.Евстафьевым. Городской комитет партии постоянно держал выполнение постановления ЦК КПСС под строгим контролем. Ответственным за строительство аэропорта был назначен заведующий промышленно-транспортным отделом Сургутского ГК КПСС Н.К.Молодьков. Регулярные полеты рейсовых самолетов из нового аэропорта начались 15 апреля 1971 года.
Уже через год, 14 апреля 1972 года, в Сургутском аэропорту впервые приземлился самолет Ту-134 из Москвы. Спустя десять лет начались регулярные полеты Як-42 и Ту-154. Интенсификация авиаперевозок требовала расширения и совершенствования работы структур аэровокзала. 12 июля 1975 года в Сургуте вступил в строй новый аэровокзал. Долгое время его работу возглавляла ветеран Великой Отечественной войны А.М.Губарева, а начальником службы организации перевозок пассажиров являлась Г.Д.Гуменникова. Затем эту службу возглавляла С.Г.Григорьева. В конце 1990-х годов ею руководила А.Г.Ляшко. В 1983 году аэропорт Сургута стал аэропортом первого класса и его коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К этому времени Сургутский объединенный авиаотряд перевез 583 тысячи пассажиров, 53 тысячи тонн грузов и 3 тысячи тонн почты. В 1990 годы основной объем авиационных перевозок Тюменской области все более перемещался в Сургут. Не случайно, что именно здесь в 1999 году разместился головной офис авиакомпании «Тюменьавиатранс» во главе с А.З.Мартиросовым.