Воздушная гавань Сургута или «путешествие» по городу взлетно-посадочных полос

Автор текста:  Сургутская трибуна Анжелика Давыдова

Как просто сейчас купить билет на самолет и улететь из нашего северного города прямым рейсом в теплые страны. Да хоть куда лети – воздушная гавань Сургута дает сегодня такую возможность. Даже сложно представить, что некогда пассажирских рейсов в наш город и вовсе не было, соответственно - не было и аэропорта.

Освоение неба

Небольшой обский полуостров, известный сейчас как Нулевой причал, стал отправной точкой не только освоения нефтегазовой целины, но и несколькими десятилетиями ранее сургутского неба. Известно, что в феврале 1931 года на этом полуострове была расчищена от снега небольшая площадка. На нее приземлился первый самолет У-2, не предназначенный для пассажирских перевозок. В тот год было совершено всего несколько рейсов, и каждый из них стал огромным событием для сургутян. Спустя четыре года, в марте 1935 года, был совершен первый авиарейс Сургут - Самарово (Ханты-Мансийск). До 1938 года взлетно-посадочная полоса входила в состав Главного управления Северного морского пути, а затем была передана в ведение Аэрофлота. За этот период было выполнено 109 вылетов, перевезено 125 пассажиров, 115 кг багажа и 210 кг почты.

Известно, что после Великой Отечественной войны взлетно-посадочная полоса для приема пассажирских самолетов находилась у промкомбината и райбольницы. Сейчас на этом месте, в районе улицы Республики, стоит здание Налоговой инспекции по Сургутскому району, чуть поодаль, в сквере, – малоэтажные здания. В одном из них располагается дом отдыха «Онсен».

Связующий мост

В годы нефтегазового освоения территории Сургутского района авиация являлась его связующим мостом с «большой землей». Тогда, в начале 1950-х годов, «аэродром» перебазировали на участок, где сегодня расположена школа №4, что на улице Федорова, 6. В небольшом административном здании размещались радиостанция, метеостанция, комната отдыха летного состава и кабинет начальника, бывшего военного летчика И.К.Шагунова. Во второй половине здания жили работники аэропорта. В 1955 году на летном поле Сургута стали базироваться два самолета По-2. Они проводили гравиметрические съемки по разведыванию нефти, а также доставляли свежую рыбу с рыбоучастков для рыбоконсервного комбината. Позже стали приземлятся самолеты Ан-2, выполнявшие задания геологов и сейсморазведчиков. Рассчитанные на 10-12 пассажиров, именно эти самолеты открыли первые регулярные рейсы в Тюмень. Полет длился пять часов.

В 1960 году для расширяющегося аэропорта отвели новый земельный участок площадью 32 га в районе черномысовской сельхозартели «Ленинский путь», поскольку он был непригоден для полеводческих работ из-за песчаной почвы. В 1963 году на нем размещался аэродром размером 1600×120 метров, моторная электростанция, обеспечивающая связь, два бензосклада, помещение водохранилища, двухквартирный, четырехквартирный и два одноквартирных дома. По воспоминаниям ветерана авиации В.Г.Надеина, деревянное здание аэропорта отапливалось не полностью. Из Сургутского рыбокомбината в аэропорт были направлены подсобные работницы. Они пилили дрова, топили печи, кнопками прикрепляли обои к бревнам, чтобы придать хоть какой-то жилой вид комнатам диспетчера и метеоролога. К слову, служебные помещения авиаторов располагались на том месте, где сейчас проходит Комсомольский проспект. Там и сейчас, облагороженное современными строительными материалами, находится здание бывшего аэровокзала, под адресным номером 24. Оно теперь кажется крошечным средь окружающих его многоэтажек.

На службе у первопроходцев

18 августа 1964 года был издан приказ Уральского управления гражданской авиации о создании Сургутского авиационного предприятия. Одно из главных мест в его работе занимал отдел по специальному применению авиации. Большой вклад в эффективную организацию деятельности этого отдела внес его первый руководитель, бывший штурман В.Милицин. Затем отдел возглавил П.М.Конкин. Экипажи вертолетов Ми-1 и Ми-4 и самолета Ан-2 выполняли заявки геологов, рыбаков, геофизиков, связистов и медиков. Основными заказчиками были Ханты-Мансийский геофизический трест, Уральская база авиационной охраны лесов, санавиация, узел связи, НПУ «Сургутское», Усть-Балыкская и Сургутская нефтеразведочные экспедиции. В условиях бездорожья услугами авиапредприятия пользовались все организации, занятые на освоении нефтяных и газовых богатств Среднего Приобья.

Применение самолетов и вертолетов тяжелого класса потребовало значительного расширения Сургутского аэропорта. Ответственным за осуществление этих работ был назначен заместитель начальника Сургутской геологоразведочной экспедиции Н.И.Чебан. За организацию работ отвечал начальник аэропорта Бурковский и инструктор парткома Трофимов. Вместе с геологоразведочной экспедицией работы вели НПУ «Сургутнефть» и девятое строительное управление.

В 1967 году взлетно-посадочную полосу удалось удлинить до 2600 метров, построить кирпичное здание, дальнюю приводную радиостанцию, стартовый командный пункт полезной площадью 60 кв. метров. Аэропорт получил возможность принимать самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-24, вертолеты Ми-6 и Ми-8. Однако при взлете турбовинтовых машин все поле и близлежащую территорию города затягивало тучей пыли и песка. Из-за этого выходило из строя оборудование и двигатели самолетов. Кроме того вскоре стало очевидным, что у аэропорта нет перспективы развития, так как он оказался в черте будущей городской застройки.

Первоклассный аэропорт

11 декабря 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О строительстве Сургутского аэропорта». Ленинградский проектный институт ГВФ подготовил проектную документацию на его строительство в 13 км севернее города. Оно было поручено вновь созданной спецколонне №53 треста «Тюменьдорстрой» во главе с Ж.Г.Евстафьевым. Городской комитет партии постоянно держал выполнение постановления ЦК КПСС под строгим контролем. Ответственным за строительство аэропорта был назначен заведующий промышленно-транспортным отделом Сургутского ГК КПСС Н.К.Молодьков. Регулярные полеты рейсовых самолетов из нового аэропорта начались 15 апреля 1971 года.

Уже через год, 14 апреля 1972 года, в Сургутском аэропорту впервые приземлился самолет Ту-134 из Москвы. Спустя десять лет начались регулярные полеты Як-42 и Ту-154. Интенсификация авиаперевозок требовала расширения и совершенствования работы структур аэровокзала. 12 июля 1975 года в Сургуте вступил в строй новый аэровокзал. Долгое время его работу возглавляла ветеран Великой Отечественной войны А.М.Губарева, а начальником службы организации перевозок пассажиров являлась Г.Д.Гуменникова. Затем эту службу возглавляла С.Г.Григорьева. В конце 1990-х годов ею руководила А.Г.Ляшко. В 1983 году аэропорт Сургута стал аэропортом первого класса и его коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К этому времени Сургутский объединенный авиаотряд перевез 583 тысячи пассажиров, 53 тысячи тонн грузов и 3 тысячи тонн почты. В 1990 годы основной объем авиационных перевозок Тюменской области все более перемещался в Сургут. Не случайно, что именно здесь в 1999 году разместился головной офис авиакомпании «Тюменьавиатранс» во главе с А.З.Мартиросовым.

 
По теме
Матери погибших в ДТП пассажиров из Сургута отсудили компенсацию за гибель своих детей Виктория Терина Два виновника резонансного ДТП в Сургуте заплатят компенсацию матерям погибших пассажиров Фото:
Житель Нягани осужден на 10 лет 9 месяцев лишения свободы колонии строгого режима Виктория Терина За попытку распространить наркотики житель Нягани проведет за решеткой больше 10 лет Фото:
29 марта прошло заседание по повышению эффективности осуществления мероприятий муниципального земельного контроля посредством видеоконференцсвязи.
Житель Сургута был оштрафован на сумму 30 000 рублей за ситуацию, связанную с дискредитацией Вооруженных сил Российской Федерации возле мемориала жертв теракта в «Крокус Сити Холл» в Подмосковье.
Правоохранительные органы продолжают проверку инцидента Учитель школы для детей с ограниченными возможностями здоровья в Сургуте написала заявление на увольнение по собственному желанию.
Думе Мегиона – 30 лет - Администрация г. Мегиона Сегодня под председательством Анатолия Алтапова прошло очередное заседание Думы города.
Администрация г. Мегиона
Госинспекция труда рассказала о причинах несчастных случаев на производстве в Югре - РИЦ Югра Автор: служба информации РИЦ «Югра» Автор фото: Центр социальных медиа Югры О производственном травматизме и мерах профилактики рассказал на пресс-конференции в РИЦ «Югра» заместитель руководителя Государственной инсп
РИЦ Югра
Акцент – на безопасность - Администрация г. Мегиона Глава города Алексей Петриченко провел заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города.
Администрация г. Мегиона
Лиса - Природнадзор Югры Природнадзор Югры сообщает, что Ветеринарной Службой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Ветслужба Югры) установлены очаги бешенства в городе Ханты-Мансийск (ул.
Природнадзор Югры
Ирина Григорьевна Легойда - Окружная больница В Нижневартовской окружной клинической больнице проводили на заслуженный отдых медицинскую сестру хирургического отделения № 2 Ирину Григорьевну Легойда.
Окружная больница
alt - Психоневрологическая больница Медицинские сотрудники Нижневартовской психоневрологической больницы подключились к мероприятиям, направленным на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Психоневрологическая больница
Дружба начинается с традиций - Газета Знамя Русская гармонь объединяет все нации в ритме дружественного танца В детском саду «Умка» на стене памяти «Знай наших!» педагоги разместили фотографии героев разных поколений.
Газета Знамя