От первой баржи до первого пуска. Воспоминания участников строительства ГРЭС-1

Фото: ugra-news.ru

Когда-то на этом месте ничего не было – мелкий сосняк да кочки. И трудно было представить, что спустя годы здесь вырастет энергетический гигант. Впрочем, и сам Сургут в 1968 году не был городом как таковым, хотя уже три года носил громкий статус. В реальности это было глухое село, с деревянными двухэтажками и тротуарами, без дорог и асфальта. Городишко снабжался энергией от небольшой электростанции, работавшей на жидком топливе. Ее мощностей порой не хватало даже на бытовые нужды.

За год до этого в Сургуте было организовано управление строительства ГРЭС. У истоков стояли Иосиф Каролинский (начальник управления), Михаил Джужома (организационные вопросы), главный инженер Евгений Зеваков, главный инженер проекта – Анатолий Нечушкин. Что не имя – то легенда. Но была целая армия рядовых строителей, чьим колоссальным трудом возведена одна из самых мощных в стране Советов электростанций. 

Дорог прямых не выбирали

«Там, где стоял веками лес, 

С нуля построили мы ГРЭС». 

Так писал в одном из своих стихотворений о том времени строитель Алексей Рыбалко. Он был у самых истоков строительства электростанции. В Сургут Рыбалко приехал в 1967 году, когда все было только на бумаге, и начинал мастером на строительстве причала. Именно с этого объекта в принципе и стартовала гигантская стройка. Только по реке можно было поставлять необходимый груз. 

- Первая баржа с техникой и оборудованием пришла в Сургут по Оби 9 мая 1968 года. А поскольку и в дальнейшем доставка всех грузов  планировалась только по воде (железная дорога до Сургута тогда еще не была проложена), то первым делом занялись строительством временного причала на протоке Кривуля, а также дороги и моста через протоку Бардыковка до Пионерной базы. Но причал находился в затопляемой зоне, по этой причине пришлось намыть 200 тысяч кубов песка. Вы не представляете, как работали тогда люди! Их невозможно было выгнать со смены. А ведь практически все делалось вручную. Помню, доставили на барже трансформатор 18-тонный, его 25-тонный кран не смог взять. Подходит ко мне водитель автокрана Юрий Железняков и говорит: я выгружу, только дай мне бульдозер и КрАЗ. Он на тросы прикрепил его к бульдозеру, как к противовесу, автокран. И потихоньку на тросах буквально по сантиметру стал подтягивать трансформатор. Стропальщики медленно травили трос, помогали ломиками, и он сумел-таки выгрузить этот агрегат, – вспоминает сургутянин. 

Техника в Сургут шла в огромном количестве, выгружали ее практически вручную, скатывая груз либо через эстакады, либо с барж волоком. Если надо - оставались на ночь.

«С ног падали, но никого не подвели!»

Был такой случай, уже в конце навигации, вспоминает Алексей Рыбалко. Пришли баржи с тяжеловесным грузом: кран ДЭК-161 со снятой ходовой частью, два вагона-котельных, столь необходимые строителям зимой. Котельные были на железнодорожном ходу, причем каждая по 88 тонн, да плюс 55-тонный рулон-емкость.

- Никакой кран не в состоянии был выгрузить эту технику. Мы подтянули баржу к берегу двумя КрАЗами, которые зарылись в песок  по самое никуда! – рассказывает Алексей Рыбалко. – Что делать? Как выгружать? Придумали: бульдозерами натолкали грунт под самую палубу,  утрамбовали, укрепили и положили сверху рельсы, по которым скатили котельные. Рулон-емкость скатили с помощью лебедки, а ДЭК поставили  на ходовую часть, и он своим ходом съехал на берег. На все эти работы было отведено 24 часа, но люди работали так, что управились за 12 часов! 

На строительство первой ГРЭС ехали специалисты изо всех уголков Советского Союза. Меньше чем за год были созданы новые подразделения: автоколонна, электроцех, управление производственных предприятий. К концу 1968 года на строительстве были заняты 600 человек. В это же время полным ходом шло строительство дороги от причала до Пионерной и Строительной базы. В ноябре завершилось возведение жилого поселка Энергетиков, в котором открылись два магазина, две столовые, отделение почтовой связи и даже киоск «Союзпечати».

- Строительство ГРЭС было на особом контроле и у Минэнерго, и у обкома КПСС Тюменской области, и горкома партии. Никакой нужды в материалах, технике, оборудовании, транспорте мы практически не знали, - продолжает Алексей Рыбалко.

Испытание на прочность

Зима 1968-1969 годов была невероятно суровой, она испытывала строителей на прочность жестко, бескомпромиссно.

Из записок главного инженера Евгения Зевакова:

«…этой зимой было 39 дней с морозами ниже 40 градусов, в отдельные дни морозы доходили до минус 53-56 градусов. Тяжелую технику не глушили, железо ломалось, а люди работали. Зиму пережили благодаря стойкости людей. Не было срывов в тепле и электроснабжении. Морозы, конечно, сдерживали темп работы, но не сломили боевой дух и настрой людей».

Первая зима в Сургуте стала лакмусовой бумажкой, четко выявив тех, кто действительно приехал работать и тех, кто приехал за длинным рублем. Их было немало, но стойких, выносливых, преданных своему делу людей было гораздо больше. Изо дня в день ширился фронт строительных работ, стройка становилась все более молодой, комсомольской, все более знаковой для страны…  

Пуск первого блока Сургутской ГРЭС-1 состоялся в 1972 году. Так начиналась великая история уникального по своей сути объекта. И сегодня, спустя 50 лет, Сургутская ГРЭС-1 является образцом высокого уровня проектирования, строительства и эксплуатации, достигнутого отечественной энергетикой. Это стало возможным благодаря колоссальному труду племени шестидесятых, романтикам и энтузиастам, их невероятному самопожертвованию, работоспособности, стойкости и величию духа.    

Из записок Алексея Рыбалко: «…первые водители, которым достались невероятные испытания – Мстислав Духовский, Андрей Герасименко, Иван Соболевский, Валентин Ратанов, Николай Слобода, Камиль Исмагилов, Василий и Вячеслав Войцеховские, Иван Попов, Василий Шепеленко, Николай Шалобода, Валентин Малышкин. Первые крановщики – Николай Демин, Юрий Жезняков, Василий Жидинец, Николай Соловьев»

Автор текста:  Сургутская трибуна Галина Батищева Автор фото:  livejournal.com

Последние новости Ханты-Мансийского автономного округа по теме:
От первой баржи до первого пуска. Воспоминания участников строительства ГРЭС-1

- Сургут
Когда-то на этом месте ничего не было – мелкий сосняк да кочки. И трудно было представить, что спустя годы здесь вырастет энергетический гигант.
17:26 16.05.2018 газета Сургутская Трибуна
От первой баржи до первого пуска. Воспоминания участников строительства ГРЭС-1 - ИД Новости Югры
От первой баржи до первого пуска. Воспоминания участников строительства ГРЭС-1 - Ханты-Мансийск
Когда-то на этом месте ничего не было – мелкий сосняк да кочки. И трудно было представить, что спустя годы здесь вырастет энергетический гигант.
10:19 16.05.2018 ИД Новости Югры
 
По теме
Общество с ограниченной ответственностью «Теплосети Берёзово» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к Управлению капитального строительства и ремонта администрации
21.08.2018
Югорский фонд капремонта переходит на самостоятельное начисление взносов - Единая Россия Югорский фонд капремонта переходит на самостоятельное начисление взносов за капитальный ремонт Теперь жителям округа вместо одной привычной квитанции будет приходить две - за услуги ЖКХ и капремонт отдельно.
21.08.2018
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов совместно со службой судебных приставов проводит рейды по квартирам собственников - Администрация Октябрьского района Служба судебных приставов проводит рейды по квартирам собственников, в отношении которых вступили в силу решения судов о взыскании задолженности.
21.08.2018
 
С такой просьбой обратились жильцы 23 домов по улице Таежная и улице Лесная поселка Аган к главе Нижневартовского района Борису Саломатину в ходе отчетных собраний по итогам работы администрации городских и сельских посе
20.08.2018
«Марафон благоустройства»: жители выбрали парковки и спортивные городки /ФОТО, ИНФОГРАФИКА/ - Администрация г. Нижневартовск «Марафон благоустройства» во втором микрорайоне «перешагнул» экватор. В некоторых дворах запланированные работы выполнены, и жители в полной мере могут оценить новые пешеходные дорожки, заасфальтированные проезды,
20.08.2018
 
 
Югорский фонд капремонта переходит на самостоятельное начисление взносов - Единая Россия Югорский фонд капремонта переходит на самостоятельное начисление взносов за капитальный ремонт Теперь жителям округа вместо одной привычной квитанции будет приходить две - за услуги ЖКХ и капремонт отдельно.
21.08.2018 Единая Россия
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов совместно со службой судебных приставов проводит рейды по квартирам собственников - Администрация Октябрьского района Служба судебных приставов проводит рейды по квартирам собственников, в отношении которых вступили в силу решения судов о взыскании задолженности.
21.08.2018 Администрация Октябрьского района
Общество с ограниченной ответственностью «Теплосети Берёзово» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к Управлению капитального строительства и ремонта администрации
21.08.2018 Арбитражный суд
Сводка  происшествий за неделю - Администрация г. Когалым В период с 13 по 19 августа 2018 года в дежурной части Отдела МВД России по г. Когалыму было зарегистрировано 219 заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях.
21.08.2018 Администрация г. Когалым
В России ежегодно констатируется печальная статистика по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних.
04.08.2018 Вестник
​В Югре пройдет интернет-фестиваль творчества «Я сердцем вижу мир» для детей с ограниченными возможностями - ИА СИА-Пресс Дом народного творчества Ханты-Мансийского автономного округа приглашает активных и одаренных детей принять участие в интернет-фестивале «Я сердцем вижу мир».
21.08.2018 ИА СИА-Пресс
25 августа в связи с проведением мероприятий, посвященных празднованию Дня города и Дня работника нефтяной и газовой промышленности в период с 17.30 до 23.00 часов дорога по ул.
21.08.2018 Администрация г. Когалым
Богатое историческое и культурное наследие, традиции и обычаи народов ханты и манси, красоты северной природы, местная национальная кухня – то, ради чего едут в Сургутский район, самый крупный в Югре.
18.08.2018 Вестник
4 - МЧС Сборная Сибирского регионального центра (СРЦ) МЧС России заняла первое место на Всероссийских соревнованиях по пожарно-спасательному спорту, посвященных памяти Героя России Владимира Максимчука.
21.08.2018 МЧС
Продолжается сбор лучших историй добровольцев - Администрация Березовского района Лаборатория социального кино «Третий сектор» в рамках социального кросс-медиа проекта #ЯВОЛОНТЕР продолжает сбор лучших историй добровольцев (волонтеров) до 30 августа 2018 года.
21.08.2018 Администрация Березовского района
В эти выходные в Тюмени пройдет уникальное мероприятие – гонка с собаками «Extreme team race – 2018».
09.08.2018 газета Сургутская Трибуна
В Мегионе спортсмены-мотогонщики встретились с байкерами на одной площадке.
08.08.2018 Местное время
Турчак предложил отменить пенсионные преференции для депутатов Госдумы и сенаторов - Единая Россия Секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак предложил отменить все пенсионные преференции для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации С таким заявлением он выступил на совместно
21.08.2018 Единая Россия
В Сургуте проходит главный мусульманский праздник Курбан-байрам. В связи с этим с 5 до 7 утра были перекрыты некоторые улицы города, но сейчас движение на них восстановлено.
21.08.2018 ИА СИА-Пресс
Уважаемые жители Березовского района! - Администрация Березовского района Поздравляем вас с Днем Государственного флага Российской Федерации! Наш государственный флаг - славен, он венчал великие Победы и самые важные события в жизни страны.
21.08.2018 Администрация Березовского района
Общество с ограниченной ответственностью «Теплосети Берёзово» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к Управлению капитального строительства и ремонта администрации
21.08.2018 Арбитражный суд