От первой баржи до первого пуска. Воспоминания участников строительства ГРЭС-1

Фото: ugra-news.ru

Когда-то на этом месте ничего не было – мелкий сосняк да кочки. И трудно было представить, что спустя годы здесь вырастет энергетический гигант. Впрочем, и сам Сургут в 1968 году не был городом как таковым, хотя уже три года носил громкий статус. В реальности это было глухое село, с деревянными двухэтажками и тротуарами, без дорог и асфальта. Городишко снабжался энергией от небольшой электростанции, работавшей на жидком топливе. Ее мощностей порой не хватало даже на бытовые нужды.

За год до этого в Сургуте было организовано управление строительства ГРЭС. У истоков стояли Иосиф Каролинский (начальник управления), Михаил Джужома (организационные вопросы), главный инженер Евгений Зеваков, главный инженер проекта – Анатолий Нечушкин. Что не имя – то легенда. Но была целая армия рядовых строителей, чьим колоссальным трудом возведена одна из самых мощных в стране Советов электростанций. 

Дорог прямых не выбирали

«Там, где стоял веками лес, 

С нуля построили мы ГРЭС». 

Так писал в одном из своих стихотворений о том времени строитель Алексей Рыбалко. Он был у самых истоков строительства электростанции. В Сургут Рыбалко приехал в 1967 году, когда все было только на бумаге, и начинал мастером на строительстве причала. Именно с этого объекта в принципе и стартовала гигантская стройка. Только по реке можно было поставлять необходимый груз. 

- Первая баржа с техникой и оборудованием пришла в Сургут по Оби 9 мая 1968 года. А поскольку и в дальнейшем доставка всех грузов  планировалась только по воде (железная дорога до Сургута тогда еще не была проложена), то первым делом занялись строительством временного причала на протоке Кривуля, а также дороги и моста через протоку Бардыковка до Пионерной базы. Но причал находился в затопляемой зоне, по этой причине пришлось намыть 200 тысяч кубов песка. Вы не представляете, как работали тогда люди! Их невозможно было выгнать со смены. А ведь практически все делалось вручную. Помню, доставили на барже трансформатор 18-тонный, его 25-тонный кран не смог взять. Подходит ко мне водитель автокрана Юрий Железняков и говорит: я выгружу, только дай мне бульдозер и КрАЗ. Он на тросы прикрепил его к бульдозеру, как к противовесу, автокран. И потихоньку на тросах буквально по сантиметру стал подтягивать трансформатор. Стропальщики медленно травили трос, помогали ломиками, и он сумел-таки выгрузить этот агрегат, – вспоминает сургутянин. 

Техника в Сургут шла в огромном количестве, выгружали ее практически вручную, скатывая груз либо через эстакады, либо с барж волоком. Если надо - оставались на ночь.

«С ног падали, но никого не подвели!»

Был такой случай, уже в конце навигации, вспоминает Алексей Рыбалко. Пришли баржи с тяжеловесным грузом: кран ДЭК-161 со снятой ходовой частью, два вагона-котельных, столь необходимые строителям зимой. Котельные были на железнодорожном ходу, причем каждая по 88 тонн, да плюс 55-тонный рулон-емкость.

- Никакой кран не в состоянии был выгрузить эту технику. Мы подтянули баржу к берегу двумя КрАЗами, которые зарылись в песок  по самое никуда! – рассказывает Алексей Рыбалко. – Что делать? Как выгружать? Придумали: бульдозерами натолкали грунт под самую палубу,  утрамбовали, укрепили и положили сверху рельсы, по которым скатили котельные. Рулон-емкость скатили с помощью лебедки, а ДЭК поставили  на ходовую часть, и он своим ходом съехал на берег. На все эти работы было отведено 24 часа, но люди работали так, что управились за 12 часов! 

На строительство первой ГРЭС ехали специалисты изо всех уголков Советского Союза. Меньше чем за год были созданы новые подразделения: автоколонна, электроцех, управление производственных предприятий. К концу 1968 года на строительстве были заняты 600 человек. В это же время полным ходом шло строительство дороги от причала до Пионерной и Строительной базы. В ноябре завершилось возведение жилого поселка Энергетиков, в котором открылись два магазина, две столовые, отделение почтовой связи и даже киоск «Союзпечати».

- Строительство ГРЭС было на особом контроле и у Минэнерго, и у обкома КПСС Тюменской области, и горкома партии. Никакой нужды в материалах, технике, оборудовании, транспорте мы практически не знали, - продолжает Алексей Рыбалко.

Испытание на прочность

Зима 1968-1969 годов была невероятно суровой, она испытывала строителей на прочность жестко, бескомпромиссно.

Из записок главного инженера Евгения Зевакова:

«…этой зимой было 39 дней с морозами ниже 40 градусов, в отдельные дни морозы доходили до минус 53-56 градусов. Тяжелую технику не глушили, железо ломалось, а люди работали. Зиму пережили благодаря стойкости людей. Не было срывов в тепле и электроснабжении. Морозы, конечно, сдерживали темп работы, но не сломили боевой дух и настрой людей».

Первая зима в Сургуте стала лакмусовой бумажкой, четко выявив тех, кто действительно приехал работать и тех, кто приехал за длинным рублем. Их было немало, но стойких, выносливых, преданных своему делу людей было гораздо больше. Изо дня в день ширился фронт строительных работ, стройка становилась все более молодой, комсомольской, все более знаковой для страны…  

Пуск первого блока Сургутской ГРЭС-1 состоялся в 1972 году. Так начиналась великая история уникального по своей сути объекта. И сегодня, спустя 50 лет, Сургутская ГРЭС-1 является образцом высокого уровня проектирования, строительства и эксплуатации, достигнутого отечественной энергетикой. Это стало возможным благодаря колоссальному труду племени шестидесятых, романтикам и энтузиастам, их невероятному самопожертвованию, работоспособности, стойкости и величию духа.    

Из записок Алексея Рыбалко: «…первые водители, которым достались невероятные испытания – Мстислав Духовский, Андрей Герасименко, Иван Соболевский, Валентин Ратанов, Николай Слобода, Камиль Исмагилов, Василий и Вячеслав Войцеховские, Иван Попов, Василий Шепеленко, Николай Шалобода, Валентин Малышкин. Первые крановщики – Николай Демин, Юрий Жезняков, Василий Жидинец, Николай Соловьев»

Автор текста:  Сургутская трибуна Галина Батищева Автор фото:  livejournal.com

Последние новости Ханты-Мансийского автономного округа по теме:
От первой баржи до первого пуска. Воспоминания участников строительства ГРЭС-1

- Сургут
Когда-то на этом месте ничего не было – мелкий сосняк да кочки. И трудно было представить, что спустя годы здесь вырастет энергетический гигант.
17:26 16.05.2018 газета Сургутская Трибуна
От первой баржи до первого пуска. Воспоминания участников строительства ГРЭС-1 - ИД Новости Югры
От первой баржи до первого пуска. Воспоминания участников строительства ГРЭС-1 - Ханты-Мансийск
Когда-то на этом месте ничего не было – мелкий сосняк да кочки. И трудно было представить, что спустя годы здесь вырастет энергетический гигант.
10:19 16.05.2018 ИД Новости Югры
 
По теме
Сегодня в сельском поселении Усть-Юган Нефтеюганского района состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию подъездной автодороги.
15.10.2018
Чья дыра в крыше.   С кого спрашивать за последствия, оставленные в квартире капитальным ремонтом дома?
15.10.2018
Коммунальщики Нижневартовска готовы перейти на зимнее содержание городских территорий - ТРК Сургутинтерновости В уборке снега с магистралей и внутриквартальных проездов будет задействовано более ста единиц техники Убирать городские улицы в осенне-зимний период будет МУП «САТУ» и его подрядчик ОАО «СУ-909».
14.10.2018
 
В случае возникновения недостачи средств для оплаты оказанных услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме собственники могли бы покрывать задолженность по общим обязательствам,
13.10.2018
 
 
Чья дыра в крыше.   С кого спрашивать за последствия, оставленные в квартире капитальным ремонтом дома?
15.10.2018 Районный суд гп.Березово
Сегодня в сельском поселении Усть-Юган Нефтеюганского района состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию подъездной автодороги.
15.10.2018 Администрация Нефтеюганского р-на
Подготовка города к зиме – ежегодная привычная история. Готовятся коммунальщики, управляющие компании, жильцы в своих домах.
25.09.2018 Местное время
Уже в начале октября собственники в многоквартирных домах Сургутского района начнут получать отдельные квитанции на оплату взноса на капитальный ремонт, сообщает Югорский фонд капремонта.
26.09.2018 Вестник
В Нижневартовском районе водитель «Лады» погиб, наехав на опору моста - ТРК Сургутинтерновости По факту ДТП сотрудники полиции проводят проверку Как сообщает пресс-служба УМВД России по ХМАО-Югре, смертельная авария произошла 15 октября около 15.40 на 54 километре автодороги Лангепас – Когалым.
16.10.2018 ТРК Сургутинтерновости
Координаты: Югра - СурГПУ Югория...Тайги органный шум И рек твоих неспешное теченье Рождают в сердце свет высоких дум О жизни, о земном предназначенье.
15.10.2018 СурГПУ
В Сургут приедут художники из Санкт-Петербурга - ТРК Сургутинтерновости Выставка графики «Скрепленные листы» откроется 19 октября в галерее «Стерх» Выставка «Скрепленные листы» пройдет в галерее «Стерх» с 19 октября по 2 декабря 2018 года.
15.10.2018 ТРК Сургутинтерновости
В Нижневартовске прошли гастроли Тобольского театра драмы им. Петра Ершова.
04.10.2018 Местное время
Александр Зеленский посетил соревнования по спортивной аэробике в Нефтеюганске - Единая Россия 12 октября в спортивном комплексе «Олимп» города Нефтеюганска состоялось торжественное открытие первых Всероссийских соревнований по спортивной аэробике «Жемчужина Югры» и открытое первенство Нефтеюганского района по спо
15.10.2018 Единая Россия
11.jpg - Дума Ханты-Мансийского АО В Центре физической культуры и спорта «Жемчужина Югры» состоялась торжественная церемония открытия XV Международного турнира по вольной борьбе на Кубок вице-президента Федерации спортивной борьбы России Владимира Семёнова.
15.10.2018 Дума Ханты-Мансийского АО
Президент Нижневартовской федерации футбола Павел Бараулин считает, что давно пора организовать и провести полноценный чемпионат Югры.
08.10.2018 Местное время
Яркое зрелище? Место общения? Всё вместе! Национально-культурные объединения Сургутского района собрались на спортивное мероприятие в Солнечном.
06.10.2018 Вестник
Всего за четыре дня с момента старта второго конкурса «Лидеры России» поступила четверть всего объема заявок прошлогоднего конкурса, — отметил руководитель конкурса, генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей»,
15.10.2018 Администрация г.Нефтеюганска
Игримкое МУП "Тепловодоканал" является владельцем лицензии с целевым назначением и видами работ - добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения в поселке Игрим Березовского рай
15.10.2018 Росприроднадзор
В период с 8 по 14 октября 2018 года в дежурной части Отдела МВД России по г. Когалыму было зарегистрировано 192 заявления, сообщения и иной информации о происшествиях.
15.10.2018 Администрация г. Когалым