Энергия молодых все чаще стала находить применение в мирных целях. И теперь это уже не просто акции, спортивные мероприятия или творческие фестивали. Это еще и молодежный бизнес как отдельное направление. Причем «продукт» этой деятельности востребован не только у конечного потребителя: жителей села, города или округа (речь идет о территории Югры). Способность молодых активистов сгенерировать полезный проект и увлечь им множество таких же молодых людей оценила и власть, нередко выступающая заказчиком продвижения той или иной идеи. Одна из них – развитие социальных проектов, которые и являются двигателем социальных изменений.
- Мы говорим молодежи: «Именно ты можешь создать самую крутую студию робототехники, самый современный тренинговый центр или спортивный клуб для людей пожилого возраста!» Главное, чего мы хотим этим добиться, - чтобы молодой человек понял, что границ его возможностей - именно здесь, в Югре, а не в какой-нибудь Силиконовой долине, - вообще нет, - пояснил миссию своего НКО руководитель регионального отделения Российского Союза Молодежи Максим Смехов.
С Максом мы познакомились на игровом полигоне в Сургутском профколледже, который молодые общественники проводили по заказу Фонда поддержки предпринимательства Югры в качестве бизнес-тренеров. Миссия НКО практически полностью совпала с задачами фонда: сформировать в молодежной среде желание создать собственный бизнес. Фонд доверил молодым общественникам эту задачу из-за того, что они сами – практики. Научившиеся зарабатывать и зарабатывающие практически на ровном месте без огромных стартовых капиталов – своими идеями и активностью. Как и почему это происходит и какие возможности есть сегодня у молодежи Югры, Макс Смехов поделился с «СТ».
Разница поколений
- Почему самозанятость становится у молодежи все более популярной?
- Формат работы с «8.00 до 17.00» теряет позиции. Стало очевидно, что он не подходит, по крайней мере, ни сфере услуг, ни консалтингу. Система была придумана, когда во главе угла был завод с его четким плановым производством и жесткими рамками, которые диктовали условия индустриализации. Сегодня мы наблюдаем перестройку: все больше корпораций переходят на свободную занятость персонала. Им важен результат, а как и в какое время суток специалист будет его добиваться - уже неважно. Были бы выдержаны общие сроки. Эта разница принципиально отличает нас, поколение Y («игрек»), от наших родителей – так называемых «иксов».
- И часто приходится сталкиваться с этой разницей поколений?
- Моя мама часто спрашивает меня: «Максим, где твоя трудовая книжка?». И мне каждый раз приходится ей отвечать: «Мама, считай, что ее нет». На самом деле она есть, лежит заполненная мною же самим. Мне не нужно, чтобы она находилась у какого-то постороннего работодателя. Пенсионные отчисления я делаю сам, но без фанатизма.
Цитата: " Я уверен, что смогу заработать столько денег, что не буду нуждаться в пенсии. Это, кстати, тоже принципиальное отличие нашего поколения от наших родителей. Мы более рискованные, стабильности предпочитаем свободу и возможность создавать что-то интересное. Прежде всего, для нас же самих"
- Считаешь, что вечно останешься молодым и трудоспособным?
- Нет. Просто я уверен, что смогу заработать столько денег, что не буду нуждаться в пенсии. Это, кстати, тоже принципиальное отличие нас от наших родителей. Мы более рискованные, стабильности предпочитаем свободу и возможность создавать что-то интересное. Прежде всего, для нас же самих. Погружаться в какую-то интересную и полезную деятельность.
- Каковы сферы применения этого потенциала?
- Бизнес. И прежде всего, социальный. Это именно та сфера, где можно очень четко определить свои возможности. Где можно приносить пользу обществу – для «игреков» очень важна интерактивность, возможность получить «социальный лайк» и в то же время заниматься любимым делом.
- Сейчас ты нашел себе применение в качестве молодежного бизнес-тренера. Можешь похвастаться профессиональным успехом?
- Я не строю иллюзий, что все слушатели наших курсов дружно встанут и пойдут открывать социальный бизнес. Главное – дать ребятам прочувствовать, что это такое. В итоге ребята начинают видеть перспективы своей сегодняшней общественной деятельности: как это развивать, куда вывести и, соответственно, как монетизировать. Последнее, кстати, самое важное.
Задача – развеять стереотип
- Почему?
- Когда мы говорим о социальной сфере, нам даже неловко упоминать о прибыли, финансировании. Монетизации как таковой. И этот стереотип мы считаем необходимым развеять. Тем более что сегодня и государство заговорило о передаче 20 процентов своих социальных функций сектору некоммерческих организаций и социально ориентированным субъектам предпринимательства. Да и в самом обществе появилась потребность, чтобы предпринимательские инициативы начали улучшать его – общества – жизнь. Так почему люди не должны получать за это деньги?
- Вы работаете в колледжах и университетах. Ощущается разница аудиторий?
- Аудитории различаются. Пятнадцати-, шестнадцатилетним ребятам из колледжа терминологию давать сложно. С подростками погружение в материал происходит через игру, на это уходит полдня. Ну и только во второй половине, после обеда, начинается непосредственная работа над кейсами с последующей защитой.
- Каковы их дальнейшие действия?
- Мы рассчитываем, и это одна из задач, что после такого тренинга хотя бы часть из них продолжит самообразование в данном направлении. К примеру, в Школе социального предпринимательства, где идею можно уже преобразовать в конкретный бизнес-план, по результатам защиты которого можно рассчитывать на стартовый капитал в виде гранта Фонда поддержки предпринимательства Югры.
Испытано на себе
- Я правильно понимаю, что ваша организация тоже прошла этот путь?
- Не совсем так – наша организация старше данной региональной программы. Но в целом похоже. Ханты-Мансийская окружная общественная организация Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» была создана в 2010 году. И мы как раз тот случай, когда молодежь решила заниматься тем, чем ей интересно.
Кругом своих интересов мы определили работу с детьми и молодежью. Показывать им имеющиеся перспективы, давать компетенции, которые не дают школа и университет, для того, чтобы они смогли стать более успешными на рынке труда. Ну и вообще – развивать их мировоззрение, чтобы они становились более мобильными, использовали свои возможности, прежде всего, интеллектуальный потенциал, по максимуму. И вот, зарядившись идеей «улучшения мира», мы решили, что эта деятельность станет для нас основной. Не просто хобби, молодежная инициатива, а именно серьезная молодежная организация, работа которой в определенный момент станет востребованной и, как следствие, монетизированной.
- Как проходила реализация этой стратегии?
- Это была работа в разных форматах. Начинали с локальных мероприятий, затем стали основным партнером у органов исполнительной власти по реализации проектов в сфере молодежной политики – департамента образования и молодежной политики, департамента внутренней политики, департамента общественных и внешних связей ХМАО-Югры. На сегодняшний день у нас есть штат сотрудников, тренерская команда, которая проходит обучение на федеральном уровне и даже международном по поводу того, как работать с молодежью. Есть еще сотрудники на местах, которые привлекаются для реализации конкретных проектов на этих территориях.
- То есть модель вертикальной интеграции?
- Примерно так, но не в полной мере. Некоторые ребята, получив опыт работы с нами, создают отдельные организации и, соответственно, начинают реализовывать собственные проекты. В этом и заключается миссия нашего объединения. Мы - окружная команда, задача которой сказать молодому человеку: «Ты можешь».
Следите за новостями Сургута на нашем канале Telegram.
Автор текста: Сургутская трибуна Маргарита Стройнова Автор фото: Иван Гах